Поэты литературной группы «Смена» - формирующиеся поэты. Самое трудное на этом первом этапе развития - это суметь сосредоточиться на главном, найти свое звено, что при сочетании идейной установки поэта с особенностями его дарования создает условия для быстрого творческого роста.
У нас принято жаловаться на литературных критиков. Часто жалуются не без основания. Литературный молодняк например более чем кто - либо вправе жаловаться на критику, и не только потому, что критики говорят неверные вещи или предъявляют к молодняку неправильные требования. Нет. Критика совершенно права, когда говорит молодым поэтам о необходимости повысить их идейный уровень. Критика права, когда делает ударение на воспитании в молодых поэтах большевистской партийности.
И, тем не менее, у литературного молодняка, повторяю, есть основание быть не вполне довольным нашей критикой, ибо нет у нее часто конкретного преломления всех этих верных установок в отношении той или иной поэтической группы, того или иного поэта. Нет дифференцированного подхода, нет конкретно - воспитательных мер, нет умения разобраться в процессе формирования творческой личности.
Самое трудное для поэта - это его начало. Найти себя, найти свой особый голос - вот сложнейшая из задач, стоящих перед ним. И задача эта ничуть не делается легче от слишком большого возбуждения, от слишком большого тяготения разрешить ее. Наоборот, тут хочется посоветовать начинающему поэту успокоиться, отрезвиться, спокойно проанализировать свои творческие попытки. Очень важно суметь идейно осмыслить эти попытки.
У начинающего поэта - тяга к длинным стихотворениям, к поэмам. Все разнообразие мыслей, слов, образов он сразу, целиком, без остатка хочет вложить в одну вещь, боясь, как бы что не пропало. Он в плену этих мыслей, образов, слов, ритмов и рифм. Они управляют поэтом до тех пор, пока он не научится организовывать их, управлять ими, приводить их в определенный четкий порядок для той или иной литературной работы.
Первоначально материал наступает на поэта, мир поражает его слух пестротой звуков и многообразием процессов, происходящих в нем. Уметь правильно обороняться от материала для того, чтобы потом перейти в наступление на него, - в этом искусство. Уметь отгородиться от случайного, наносного, уцепившись за самое существенное, самое значительное и самое созвучное в то же время твоей творческой настроенности, - в этом главное.
Когда начинающий поэт находит такое звено огромной цепи, которое дает ему возможность вытащить всю ее целиком в огонь поэтической переплавки, тогда начинает крепнуть его голос, начинают мужать особые, ему одному свойственные ноты и интонации. Тогда начинается поэт.
Где это условное звено, которое должны найти и частично находят поэты «Смены»? В чем ведущая установка этой группы?
Она, с моей точки зрения, заключается в том, что поэты «Смены» призваны быть певцами нынешнего молодого поколения социалистической страны. Она заключается также в том, что поэты «Смены» призваны стать сменой и подмогой старшей, нынче уже взрослой, поэтической плеяды - плеяды певцов, молодой гвардии нашей революции.
Неслучайно плеяда эта в течение целой полосы своего развития называлась «Молодая гвардия». Учесть традиции и опыт этой группы, преодолеть отдельные слабости и недостатки ее работы - задача группы «Смена».
У нас, молодогвардейцев, была и осталась одна неплохая традиция: прислушиваться не только к голосам критики, но и к голосам рабочих аудиторий, студенческих общежитий, рабфаковских коридоров, комсомольских собраний. Это - наши опорные пункты. Там мы проверяем свою работу.
Услышать свои строки, обсуждаемыми в этих пунктах, услышать, как многие из них цитируются в связи с тем или иным событием общественной жизни, поверьте, - это лучшая награда.
Традицию равнения на нашу живую, замечательную молодежь вы должны целиком перенять у поэтов «Молодой гвардии». Не просто перенять. а усвоить ее, учитывая особые запросы, особые требования, то качественно новое в молодежи, что сложилось в ней на нынешнем этапе социалистической стройки.
Под знаком комсомола выросла и окрепла первая группа поэтов молодой советской страны. Под знаком комсомола - путь роста и возмужания ее смен.
Мне кажется, что всю поэтическую молодежь «Смены» можно разделить на два течения: течение, выраженное работой таких товарищей, как Жислин, Маруся Фейерович, Белинский, отчасти Замятин, и течение, представленное тт. Ойслендером, Панченко, Шпиртом.
Я думаю, что не только творческое соревнование, но и борьба между этими двумя течениями на этом этапе могут быть полезными для роста группы в целом.
По какой линии должна пойти борьба? По линии поэтического освоения метода социалистического реализма прежде всего.
Товарищи Жислин, Фейерович и другие находятся, с моей точки зрения, на более верном пути к этому освоению. Они проще, убедительнее, правдивее рассказывают о нашей жизни. Они ближе к молодежи, которая строит, борется, учится.
Товарищи Шпирт, Панченко и Ойслендер тоже поют о молодежи, о молодости во всяком случае. Совсем неплохо поют:
«Мы, друзья, стоим над синим морем,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.