Подвиг народа

А Кафанов| опубликовано в номере №636, ноябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Высокая женщина твёрдым шагом идёт по каменистой изрытой земле. Большие глаза, в которых горит неукротимая сила, устремлены вперёд. Это прославленная героиня, верная дочь испанского народа Долорес Ибаррури. Её называют Пасионария - пламенная.

1936 год. Июль. Против молодой республики поднят фашистский мятеж. На всю страну прозвучал голос Пасионария, зовущий к борьбе. На её пламенный призыв откликнулась вся Испания. Вот они рядом с нею, плечом к плечу: горняки Астурии и работницы с табачных фабрик, студенты и бойцы Пятого коммунистического полка, кастильские крестьяне и юные дружинники. Ветер бьёт в их суровые лица, раздувает алые знамёна. Здесь не пройдут фашисты...

Этот героический момент изображён на картине выпускника Московского художественного института имени В. И. Сурикова - Мануэля Лопеса. Принимая дипломную работу молодого художника, Государственная экзаменационная комиссия единодушно дала картине высшую оценку.

Мануэль Лопес родился на берегу неспокойного Бискайского залива, в Сан - Севастьяне. Он хорошо помнит, как однажды ночью его разбудил отец. Отец был в новой пилотке, в руках сжимал карабин. Наскоро поцеловав жену и детей, отец выбежал на улицу. И так же, как тот мальчик, которого изобразил теперь Лопес на своей картине, Мануэль провожал отца, шагавшего в рядах отряда народной милиции. Фронт находился за городом...

Храбро сражался с врагом испанский народ. Вооружённые итало - немецкими фашистами, мятежники обстреливали города и сёла, убивая беззащитных женщин и детей. Республиканское правительство приняло решение эвакуировать детей - будущее свободной Испании. Лопес приехал в СССР.

С благодарностью вспоминает сейчас Мануэль о той заботе, которой были окружены испанские дети в Советской стране.

Во время Великой Отечественной войны детский дом, в котором жил Мануэль, находился в Уфе. Участники кружка художественной самодеятельности готовились к спектаклю. Мануэль с детства увлекался театром. Едва овладев русским языком, он стал переводить для кружка пьесы Чехова. Он был и режиссёром и исполнителем главных ролей, рисовал эскизы костюмов и устанавливал декорации, а иногда и сам писал небольшие пьесы. Мануэль мечтал стать артистом. Он хорошо знал, какую огромную силу имеет искусство.

В комнату, где проводилась репетиция, вошёл воспитатель. В руках у него был свежий номер «Пионерской правды». Газета объявляла конкурс на лучший детский рисунок.

- Друзья, - сказал воспитатель, - кто из вас хочет принять участие в этом конкурсе? Может, ты, Лопес?

Мануэль поднял удивлённые глаза:

- Я? Да разве у меня получится?

Но его окружили ребята, стали наперебой уговаривать, и он согласился.

Самым трудным для Мануэля оказался выбор темы. Он долго сидел перед чистым листом бумаги, в который раз обтачивал цветные карандаши и всё не мог решиться. В СССР Лопес нашёл свою вторую родину. Защищая эту родину, сейчас где - то в лесах Белоруссии, на тайных тропах подкарауливают фашистов партизаны - испанцы. В Сталинграде погиб сын Долорес Ибаррури, грудью отстаивавший эту, ставшую родной советскую землю. Заклятые враги коммунизма - немецкие фашисты - идут на Страну Советов. Они хотят так же, как в Испании, сжигать города, убивать женщин и детей. Здесь они не пройдут.

Мануэль взял карандаш и стал быстро рисовать.

Рисунок Мануэля «Атака советской конницы под Сталинградом» был отмечен премией. Лопеса вызвали в Москву, и вскоре его приняли в художественную школу. Окончив школу, он поступил в институт.

Как всегда, прежде чем приступить к работе, Лопес волновался. Он долго обдумывал все детали своей будущей картины, делал наброски, подыскивал типажи. Тема пришла сразу, властно захватила всё его воображение. Он покажет подвиг своего народа, несломленный дух испанских коммунистов, их веру в окончательную победу.

Позировали Лопесу для картины бывшие воины республики, участники обороны Мадрида, герои боёв на реке Эбро. Прославленный морской офицер, порывистый и горячий баск, часами сидел неподвижно перед молодым художником. Он знал, что эта картина нужна его народу. Долорес Ибаррури, узнав о работе Лопеса, прислала ему свои фотографии тех лет и платок, который она когда - то носила в Испании.

И вот картина готова. К Лопесу приходят друзья, поздравляют, крепко жмут руки. Впереди большая жизнь, полная вдохновенного труда и исканий.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены