Подрывники

Василий Ажаев| опубликовано в номере №512, сентябрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рано утром Мальцев со своим напарником Коровиным пришёл на станцию. Откуда-то взялись в этот неурочный час станционные мальчишки, они признали подрывника по его ярко-синему бушлату и большому красного цвета чемодану с запальными материалами и навязались в шумные и надоедливые помощники. Мальцеву едва удалось отогнать их от места работы.

Задание подрывнику было записано в наряде, и он вновь перечитал его:

«Произвести взрывные работы на площадке, отведённой под строительство школы. Цель взрывов - разрыхлить мёрзлый грунт для облегчения копки котлованов под фундаменты. Количество взрывов - от пятнадцати до двадцати. Ввиду непосредственной близости объекта взрывных работ к железнодорожному пути принять необходимые меры предосторожности».

Сдвинув шапку на затылок и наморщив лоб, Мальцев внимательно осмотрел заснеженную площадку и наметил места, где Коровин должен был сделать шнуры, и, хотя напарник работал с ним уже несколько месяцев, не забыл, по обыкновению, объяснить, что шнуры надо готовить «лисьими норами». Коровин, выслушав наставления старшего, по обыкновению ответил:

- Понято.

Напевая потихоньку приятным тенорком «Когда б имел златые горы...», Мальцев рылся в чемодане, отбирал шнуры, готовил запалы для пятнадцати взрывов. Он отрывался от работы только для того, чтобы взглянуть на Коровина и подстегнуть его:

- Шевелись. Не грядки у себя на огороде копаешь, объект нам поручен. Школу строим.

Напарник работал ходко и ловко, почти не останавливаясь на перекурку и постепенно освобождаясь от одежды: снял полушубок, шапку, потом куртку. Старшего своего он побаивался, хотя и привык к нему, к его сердитым окрикам и ворчанию так же, как привыкли к подрывнику собственные его два сына, тоже работавшие на стройке и тоже подрывниками.

Подготовив шнуры, Коровин оделся, подошёл к Мальцеву и так было заведено - отрапортовал, что сделано. Сидя на корточках над вырытыми «лисьими норами», Мальцев закладывал взрывчатку и выводил наружу концы шнура.

- Продолжаем, - сказал подрывник, закончив закладку взрывчатки и подготовляя запалы. - Теперь назначаю тебя сигналистом. Сделаешь на станции предупреждение - начинаем-де, остерегайтесь! Потом посмотришь линию и с безопасного места дашь мне сигнал, тогда я запалю.

- Понято, - ответил Коровин и пошёл, сильно размахивая длинными руками.

Станция - несколько домиков один возле другого - находилась неподалеку от будущей школы. Людей на перроне не было. Коровин зашёл в пустой вокзальчик. Дежурный разговаривал по селектору, уши у него были закрыты слуховыми трубками. Коровин минуты три потоптался на месте, послушал реплики дежурного, состоящие главным образом из цифр. Ему не терпелось, он знал, что старший ждёт его. Поймав взгляд дежурного, Коровин сказал ему: «Начинаем, остерегайтесь!» - и пошёл по полотну железной дороги за станцию.

Путь впереди был свободен. Коровин поднялся на холмик, махнул Мальцеву рукой и сказал себе под нос: «Давай». Подрывник в яркосинем бушлате резко выделялся среди снежной белизны. Но он неподвижно стоял и как бы не замечал взмахов напарника. Он ждал подачи сигнала по правилам. Коровин шопотом, словно Мальцев мог его услышать, выругал старшего формалистом и достал из кармана свисток.

Едва булькающий, прерывистый свист донёсся до слуха подрывника, он быстро побежал по кругу, то и дело нагибаясь для того, чтобы запалить шнуры. Темноватые дымки заструились в разных местах площадки. «Седьмой шнур... восьмой», - отсчитывал про себя Коровин. Он пристально смотрел на Мальцева и волновался. Сколько они вместе сделали взрывов больших и малых, но равнодушно смог реть, как Мальцев взрывает, Коровин так и не научился.

Старший вдруг что-то задержался возле одного шнура, и Коровин невольно шагнул вперёд. Однако Мальцев побежал дальше. «Одиннадцатый... двенадцатый... тринадцатый», - шептал Коровин.

Запалив все шнуры, Мальцев устремился к напарнику и взбежал на холмик, тяжело дыша. Коровин смотрел на часы. Мальцев спросил у него, сколько истекло времени с момента запала, и начал вслух отсчитывать секунды, ударяя ладонью о ладонь и не отрываясь взглядом от места взрыва: тридцать... тридцать один...

Сзади, где-то близко, прогудел паровоз. Они разом подскочили и повернулись: вынырнув из ущелья между двумя сопками, к станции под уклон спешил пассажирский поезд.

- Как же это? Как? - всхлипнул Коровин, в ужасе хватаясь за голову.

Мальцев быстро огляделся и отдал ему красный чемодан:

- Как!... Потом разберёмся, как! Быстрей к дежурному! Нет, поздно! Беги навстречу поезду, он на станции не остановится, и его надо задержать! А я туда!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены