«Далеко от Москвы»

опубликовано в номере №512, сентябрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

О новом романе Василия Ажаева

Когда читаешь роман молодого дальневосточного писателя Василия Ажаева «Далеко от Москвы», невольно вспоминается мудрое народное изречение: «Прочёл хорошую книгу, словно приобрёл большого, задушевного друга...»

Мы не ставим перед собой задачу подробно рецензировать книгу. Не станем также пересказывать здесь и сюжет романа. Пусть читатель прочтёт его сам. Но мы горячо рекомендуем эту книгу нашей молодёжи, ибо написана она прежде всего о ней и для неё.

Действие романа «Далеко от Москвы» развёртывается на Дальнем Востоке, на фоне важной государственной стройки в дни Великой Отечественной войны. Но было бы неправильным сказать, что это роман только о строительстве: нет, строительство - лишь фон, который позволяет автору живописать характеры советских людей. Ажаеву удалось правдиво, с большой художественной силой и тактом показать высокие нравственные и моральные качества советского человека, его готовность к самопожертвованию во имя Родины, его неисчерпаемую энергию, смелую инициативу и бодрость духа, его уменье дерзать и побеждать. Это роман и о новаторах техники, ломающих раболепие безвольных людей перед иностранщиной. Писатель рассказывает нам о могучей, непреоборимой силе коллектива, о славных представителях партии большевиков, умеющих, не страшась трудностей, преодолевая препятствия, вести коллектив к победе. Автор рассказывает нам о чистой любви советских молодых людей, той любви, из-за которой, по словам одного из персонажей романа, «мы переворачиваем горы».

Читатель найдёт в романе и большой познавательный материал о чудесном Советском Дальнем Востоке, о жизни таёжников, о нанайских стойбищах на Адуне.

Особый интерес представляет роман «Далеко от Москвы» для нашей молодой технической интеллигенции. Не будет преувеличением сказать, что главными героями книги являются молодые советские инженеры. Вспомним книгу Н. Гарина (Михайловского) «Инженеры», написанную в 1908 году. Каким контрастом предстают перед нами образы молодых инженеров старой РОССИИ, нарисованные Гариным-Михайловским, в сопоставлении с героями Ажаева - молодыми советскими инженерами Беридзе, Ковшовым, Таней Васильченко и другими! Это уже не та безвольная, беспринципная, морально неустойчивая молодёжь, для которой Гарик намечал путь к исправлению в напряжённой работе. Когда следишь по роману за действиями советских инженеров, только вступивших в жизнь где-то далеко от Москвы, хочется пожать Василию Ажаеву руку за его уменье видеть и правдиво рассказывать о красивой и благородной жизни нашей молодёжи, обладающей чувством нового, беззаветно любящей свою Отчизну, дорожащей доверием партии, Сталина, комсомола, умеющей держать высоко и незапятнанным почётное звание гражданина страны социализма.

Партийный организатор стройки Залкинд

(образ его чудесно вылеплен В. Ажаевым) как-то в беседе говорит инженеру Ковшову:

«Как интересно жить, Алёша, - дух захватывает! Наши дети и внуки будут нам завидовать. Отлично сказал Горький, лучше не скажешь: «Превосходная должность быть человеком на земле!»

Хочется привести здесь ещё и другие слова, сказанные тому же Алексею Ковшову его отцом:

«Много, Алексей, на свете хороших людей, очень много. Жаль, мы не всегда замечаем их и не всегда им верим. А надо бы и видеть и верить им...»

Эти две цитаты хорошо пришлись бы в качестве эпиграфа к роману «Далеко от Москвы». Они как бы раскрывают самую сущность романа.

Можно не сомневаться в том, что новое произведение Ажаева, которое только что закончено печатанием в сентябрьской книге журнала «Новый мир», будет с радостью встречено советским читателем.

Редакция «Смены» обратилась к автору романа «Далеко от Москвы» с просьбой рассказать нашим читателям о себе, о работе над романом. На днях Василий Ажаев, постоянно живущий в Хабаровске, посетил редакцию «Смены». Что интересного узнали мы о творчестве молодого писателя?

«Далеко от Москвы» - первое его большое произведение. Ажаев печатал ранее рассказы и очерки. Более десяти лет работал он на крупных промышленных стройках Дальнего Востока. Во время Отечественной войны Ажаеву привелось, подобно одному из

персонажей его романа, Алексею Ковшову, приехать в Москву с докладом о ходе работ на большом строительстве. Богатые личные наблюдения и практическое участие в стройке вызвали в нём стремление рассказать о виденном и пережитом не узкому кругу должностных лиц, а широкому читателю, и не языком деловых бумаг и цифр, а языком художественного произведения. Так созрело решение написать роман «Далеко от Москвы». «Мне захотелось, - говорит Ажаев, - по возможности правдивее, шире и естественнее рассказать о торжестве методов большевистского руководства, о новых людях, воспитанных советской властью, об их безграничной преданности делу коммунизма, об их замечательном патриотизме».

Автор указывает, что свою книгу он адресует в первую очередь молодёжи, особенно той её части, которая сейчас начинает свою сознательную трудовую жизнь. Своим произведением писатель как бы подчёркивает, что каждый человек должен стремиться найти и занять своё место в жизни, в обществе, в трудовом коллективе, что наша социалистическая система способствует всестороннему развитию н раскрытию высоких моральных и духовных качеств человека.

Мы спросила Василия Ажаева, что может сказать он о персонажах романа, о его героях.

- Все они, - говорит Ажаев, - живые наши современники, мои товарищи по работе, по совместному выполнению важных правительственных заданий. Но герои романа - большевики Батманов, Ковшов, Беридзе, Таня Васильченко и другие - не списаны с натуры, не фотографии. Они как бы слеплены из черт и чёрточек человеческих характеров, которые в действительности существуют.

Автор, далее, рассказал, что он не ставил себе целью дать документальную хронику подлинного строительства. Он поставил перед собой другую, более сложную задачу: обобщение. В жизни автор видел не раз, как большой, многотысячный коллектив, правильно и умно направленный, хорошо организованный, пользующийся могучей поддержкой государства, осуществлял в невиданно короткие сроки и в трудных условиях то, что казалось невозможным осуществить. Это и хотелось ему воспроизвести.

Мы поинтересовались дальнейшими творческими планами писателя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены