Подросток, который умеет и любит работать

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1362, февраль 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Двадцать лет назад при Новосибирском академгородке по инициативе первого председателя Президиума СО АН СССР Михаила Алексеевича Лаврентьева был открыт КЮТ – клуб юных техников. Расположен он в специальном лабораторном корпусе, где в шестидесяти самых разнообразных кружках (механиков-конструкторов, физиков-радиоэлектронщиков, астрономов, авиа-, авто-, судомоделистов и т. д.) занимается более 700 школьников первых – десятых классов.

КЮТ финансируется СО АН СССР и его профкомом (это очень важный пункт!).

Ребята занимаются здесь тем, что их привлекает, тем, в чем полнее всего раскрываются их способности. Занятиями руководят специалисты.

Очень многие школьники добились в КЮТе выдающихся технических и научных успехов, многие из них именно здесь определили свой жизненный путь, выбирая профессии, как правило, с полным знанием дела. Одни бывшие кютовцы стали техниками, другие – инженерами, третьи – научными работниками, четвертые – рабочими. Продолжили дело, начатое в КЮТе, около 80 процентов его выпускников. Показатель потрясающий.

Постановлением ВЦСПС клуб юных техников СО АН СССР стал методическим центром по детскому техническому творчеству в Сибири и на Дальнем Востоке. Но... «применять рекомендации КЮТа СО АН СССР, использовать его богатейший опыт могут немногие: из 1500 клубов (страны. – В. П.) лишь около десяти по материальной базе могут сравниться с ним» (журнал «ЭКО» № 10, 1983 г., стр. 116).

Как могут и должны строиться отношения общеобразовательных школ и клубов юных техников? Чем могут КЮТы помочь школе?

Вот что думает по этому поводу весьма компетентный человек – В. В. Магро. более 15 лет работавший зав. роно Советского района Новосибирска, где расположен К ЮТ:

«Сегодня школа неспособна решать задачи развития технического творчества детей. Для этого там нет ни материальной базы, ни подготовленных кадров... По этим причинам слабо решаются задачи политехнизации обучения, профориентации и вообще трудового обучения... КЮТ СО АН СССР способен взять на себя задачи, которые школе не по плечу... Целесообразно создать в Академгородке учебно-производственный комбинат и объединить его с КЮТом. Именно такой союз позволил бы решать задачи трудового воспитания школьников... Пора переходить к укреплению всей системы клубов юных техников в стране. Это не довески к школе... это новая организационная форма, за которой большое будущее».

В стране есть, несомненно, много других примеров успешного решения сложных и острых проблем подготовки детей, подростков, юношей и девушек к будущей трудовой жизни: этот опыт, видимо, будет достаточно полно учтен при подготовке и проведении реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Но дело не только в целенаправленном воздействии на подростков «сверху», не только в школе и клубах. Возможно, не меньшую роль в трудовом воспитании, в подготовке молодежи к будущему профессиональному труду в народном хозяйстве сыграло бы разрешение подросткам работать – и не только в каникулы, а также создание необходимых для этого условий.

Напомню, что у нас есть давние традиции работы учащихся. Знакомясь с биографиями выдающихся деятелей прошлого (ученых, инженеров, писателей), сплошь и рядом узнаешь, что в свои гимназические годы они занимались репетиторством (трудом, кстати, сложным).

Почему бы, скажем, четырнадцати-пятнадцатилетним городским подросткам (а может быть, и меньшим) не разносить почту и телеграммы не доставлять продукты и лекарства на дом, не убирать лестничные клетки и дворы и т. д.? Занятий можно придумать много. В жизни города и его систем есть резко выраженные часы пик. Почему бы подросткам не потрудиться именно в эти часы – глядишь, и очереди поуменьшились бы и перегрузки семейных женщин поубавились бы. Да и деньги были бы нелишни – самому подростку и его семье. А главное – труд благотворно сказался бы на личности готовящегося выйти в большую взрослую жизнь человека.

Не меньшие возможности занять подростка делом есть и в селе. Впрочем, сельские подростки и заняты больше. И, наверное, это главная причина большей социальной зрелости сельской молодежи по сравнению с городскими сверстниками и большей ее стойкости во всех отношениях. Так, бывшие селяне – лучшие работники на заводских конвейерах (горожане часто такой работы не выдерживают). Нередко бывает, что сравнительно плохо подготовленный сельский школьник, попавший в вуз только благодаря «льготам», быстро нагоняет студентов-горожан, а затем оставляет их позади. Привычка к труду, приобретенная в труде психическая устойчивость ему помогают.

Сейчас условия для труда подростков в народном хозяйстве складываются благоприятно еще и потому, что страна испытывает острый недостаток в трудовых ресурсах. В десятой пятилетке население страны в «рабочем» возрасте – от 20 до 60 лет – увеличилось на 13.8 миллиона человек, в нынешней пятилетке возрастет на 7,7 миллиона, а в двенадцатой уменьшится на один миллион человек, то есть граждан этого возраста в 1990 году будет на миллион человек меньше, чем в 1986 году. Да и до конца нынешнего столетия значительного прироста трудовых ресурсов ожидать не стоит.

С этой точки зрения важен даже не столько трудовой вклад подростков (хотя важен и он), сколько выработка у подрастающего поколения определенных качеств, которые позволят потом молодым работникам быстрее и лучше адаптироваться к условиям производства, к трудовым коллективам, быстрее получить высокую профессиональную подготовку и добиться высокой производительности труда. Ну, а трудовые успехи должны положительно сказаться на всех других сторонах жизни молодежи.

Практические меры, необходимые для решительного улучшения трудового воспитания, изложены в проекте ЦК КПСС о реформе школы. Думаю, что некоторые пункты этого документа будут существенно усовершенствованы в ходе всенародного его обсуждения. Выскажу здесь лишь некоторые соображения по организации службы профориентации.

В проекте намечено предусмотреть изучение студентами педагогических учебных заведений основ современного производства и методов профессиональной ориентации школьников. Это, конечно, хорошо. Однако такая общая подготовка не создаст еще специалиста по профориентации. Нужен, на мой взгляд, профессионал профессиональной ориентации, имеющий специальное образование в этой области. И если профориентацией школьников по-прежнему обязана заниматься школа, то такой специалист должен быть введен в ее педагогический штат. Эти специалисты должны быть и в «центрах профориентации для организации работы со школьниками, учащимися и родителями», которые намечается «создать в порядке опыта в ряде городских и сельских районов». Без специалистов трудно ждать хороших результатов и от деятельности «межведомственных советов, городских и районных комиссий по профориентации молодежи», которые должны, как сказано в проекте, активизировать свою деятельность.

Но одной активности без серьезного знания дела мало, чтобы изменить нынешнее положение, – накопленный опыт якобы ориентационной работы свидетельствует об этом убедительнее всего. Поэтому следует, на мой взгляд, в будущий закон о реформе школы внести пункт о массовой подготовке специалистов по профессиональной ориентации и о направлении их во все другие организации, причастные к этим вопросам. Дать же необходимые знания попутно, в нагрузку к основной специальности вряд ли возможно. Дело слишком важно, чтобы именно в этом пункте экономить, без него – не будем себя обманывать! – особого положительного эффекта ждать не приходится. Дополнительные затраты окупятся многократно.

Как сказано в проекте ЦК КПСС, «реформа школы, намечаемая в соответствии с программными установками июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС, имеет своей целью поднять ее работу на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма. Это дело большой важности, затрагивающее интересы каждой семьи, всего советского народа».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере