Об этом говорилось на пленуме ЦК КПСС
В Пензе более 500 тысяч жителей, в их числе несколько десятков тысяч подростков в возрасте от 13 до 17 лет.
В городе открыто 115 подростковых клубов, в которых занимается 15 тысяч ребят.
Сначала о проблеме. Проблеме острой, тревожной, которая не может не вызывать нашей озабоченности. «Трудные» подростки в больших городах. Впрочем, следует добавить: не только в больших. С этим социальным явлением все чаще сталкивается общественность в районных центрах, в рабочих поселках, даже в крупных селах: стихийно возникающие компании подростков, через которые во двоpax и подъездах, в укромных уголках парков и скверов, вечером на пустынной улице незримо проходит та роковая черта, преступив которую подросток становится неуправляемым.
Нам надо обязательно понять все, что связано с жизнью и устремлениями молодых, понять и осмыслить истоки возникновения отдельных негативных явлений в их среде. И тогда решать.
Вот здесь как раз уместно обратиться к опыту города Пензы, опыту-эксперименту, явлению уникальному и пока единственному в нашей стране.
...Вы приезжаете в незнакомый город и, если у вас не пропал интерес к жизни и к людям, наскоро устроившись в гостиничном номере, отправляетесь на прогулку: любопытно, чем этот город отличается от других, не потерял ли он – в многомасштабном строительстве последних десятилетий – свое лицо?
Центральная часть Пензы – историческая. Она покоряет вас бережно сохраненными зданиями XIX века, целыми кварталами «старины», в которую ненавязчиво вкраплены архитектурные ансамбли нашего динамичного
времени; вы не спеша пройдетесь по гранитной набережной Суры и постепенно поймете, что и в центре уцелели островки прошлого: деревянные дома с резными наличниками на окнах, высокие заборы с надписями «во дворе злая собака», сады, запах древесного дыма... Новые жилые массивы широки, просторны, строительство здесь ведется продуманно и рационально и подчинено главному тезису: все для человека, для его счастливой жизни. Еще Пенза – в любое время года – поразит вас чистотой улиц и обилием скверов и парков.
Вот так внимательно вглядываясь в лицо города, вы обязательно заметите еще одну характерную его черту: на старинных домах и новых зданиях красочные, с любовью выполненные вывески подростковых клубов: «Камертон», «Серебряные спицы», «Смена», «Сурские клинки», «Олимп», «Энергетик» и «Радар», «Автомобилист», «Радуга», «Золотые перчатки», «Орленок», «Ринг», «Богатырь». Всего, как вы знаете, в городе сто пятнадцать подростковых клубов – составная и значительная часть духовной жизни города. И его особенность.
Сто пятнадцать клубов для подростков в городе с полумиллионным населением... В это следует вдуматься. Поскольку история этих клубов началась совсем недавно, а налицо уже реальные результаты, можно говорить о пензенском эксперименте в многотрудном деле воспитания подростков.
Но о конкретных результатах – чуть ниже.
Сейчас же немного истории (хоть она и коротка), ибо в истории заключается опыт, ценный и полезный для всего общества.
Есть в пензенском эксперименте, безусловно, своя специфика. До начала шестидесятых годов Пенза, за исключением центра, была «деревянным» одноэтажным городом. Подавляющая часть населения жила в своих маленьких домиках с садом, огородом, сложившимся бытом. Это означало: в каждой семье дети на виду, обязательно заняты домашней работой – натаскать воды, вскопать огород, наколоть дров, то есть жизнь подростков во многом была похожа на деревенскую. Не возникало стихийных сообществ – дворовых компаний, не контролируемых и не предсказуемых в своих поступках, подросткам просто невозможно было затеряться в «каменных джунглях», они почти всегда, исключая часы пребывания в школе, были на глазах родителей. В течение последних двух десятилетий произошли огромные, разительные перемены: началось бурное жилищное строительство, город почти удвоил население; выросли новые жилые микрорайоны, а такой, как Арбеково, превзошел по численности жителей старую Пензу. С проблемой, которая в иных крупных городах вызревала как бы исподволь, постепенно, и стала, увы, давно привычной, Пенза столкнулась внезапно, почти врасплох. Это проблема подростков, «трудных» детей, образующих стихийные компании больших дворов, и как экстремальное, крайнее ее проявление – детская преступность: драки, бессмысленная и жестокая порча жилого фонда (выбитые дверные стекла, выведенные из строя лифты, пожары в подвалах и на чердаках), мелкие квартирные кражи...
Да, перед общественными организациями города во всем своем драматизме и обнаженной сущности встала именно эта проблема – детские правонарушения. Надо было проанализировать, понять ее истоки и заняться профилактикой. Ведь «трудными» дети не рождаются, ими становятся.
Почему?
Сто пятнадцать подростковых клубов в Пензе возникли не по чьей-то воле свыше, а явились результатом конкретного опыта. Первый детский клуб в Пензе – по принципу клубов, уже существовавших в других городах, – был открыт в 1974 году, назывался он «Семицветик». И очень скоро обнаружилось удивительное явление: вокруг клуба постепенно создалась микроатмосфера – вечерами стало спокойно на улицах, ребята с радостью и интересом спешили на занятия кружков и секций. Есть над чем подумать!
Была проведена работа по двум направлениям: изучали, пока небольшой, опыт работы внутри клуба и занимались статистикой. Да, да! Статистикой! Получалось: из жилого квартала, в центре которого был расположен «Семицветик», каждый второй школьник, начиная с пятого класса, посещал свой клуб.
Естественно, думая о создании большего количества подростковых клубов, все, кто занимался этим вопросом (прежде всего горком КПСС и горком комсомола, гороно), имели в виду предупреждение детской преступности. Но не может же каждый второй подросток превратиться в «трудного», опасного для общества! И задача подростковых клубов усложнилась, стала и социально и политически более насыщенной: да, не только предупреждение детской преступности и обращение «трудных» детей на путь истинный, но и – главное! – помощь подростку в его становлении, возмужании, гражданском росте.
...Два с половиной года назад, в январе 1981 года, было принято совместное решение горкома партии и горисполкома о создании в Пензе ста подростковых клубов. Записали в решение и одно из обязательных условий предстоящей работы: каждый второй подросток в возрасте от 13 до 17 лет должен быть вовлечен в клуб.
«Должен»... В этом слове есть некий подтекст со знаком минус. Но об этом чуть позже.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.