Формулы и кисть

Геннадий Максимович| опубликовано в номере №1348, июль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что такое творческий процесс: неожиданный всплеск человеческого гения или же постоянное внутреннее состояние человека с определенным, непонятным многим складом души? И одинаков ли этот процесс у ученого, ломающего голову над очередным научным открытием, и, скажем, у поэта, ищущего совершенную рифму, у художника, подбирающего выразительные краски и ракурсы?

Думается, можно с полной уверенностью предположить, что эти или подобные вопросы и мысли возникали у людей, Посетивших Центральный выставочный зал Союза художников, где с большим успехом проходила выставка «Ученью рисуют».

И, уверен, многим посетителям вспомнились здесь имена таких гигантов прошлого, как Леонардо да Винчи и Михаиле Ломоносов. Разве изобретения великого итальянца не равны по своей мощи и значимости его художественным творениям? А Ломоносов? Занимаясь астрономией, физикой, химией, он еще и создавал живописные мозаичные картины, писал стихи, невольно поставив этим себя у колыбели русской поэзии.

Подобные параллели напрашиваются не случайно. Ведь на выставке представлены полотна таких видных советских ученых, как ныне покойный президент АН СССР академик А. Несмеянов, академик Б. Юрьев, академик Б.Петров, академик О.Антонов; члены-корреспонденты АН СССР: один из пионеров космонавтики, К. Тихонравов, и основатель первой в мире атомной электростанции Д. Блохинцев, пионер авиации К.Арцеулов; знаменитые врачи Н.Филатов, А. Чижевский, генерал-майор Г.Покровский и др.

Среди многочисленных полотен, показанных на этой выставке, можно было увидеть и пейзажи, и натюрморты, и произведения так называемой фантастической живописи. А, к примеру, картины Георгия Покровского, в свое время казавшиеся научной фантастикой, как выяснилось, предшествовали воплощению его научных стремлений.

Так чем же все-таки являются все эти картины для их авторов, людей науки? Только ли отдыхом после научных изысканий или чем-то гораздо большим? Ведь не только отдыхом было искусство для Леонардо да Винчи и Михаилы Ломоносова. Оно было для них еще и способом самовыражения, еще одним видом творчества, без которого не могли жить их богатые, сильные натуры. Неотделимо было для них творчество научное от творчества художественного. Позже ученью постепенно перестали быть энциклопедистами, каждый стал замыкаться сначала в своей науке, а потом и даже в ее отдельном узком разделе... И лишь в последние годы начал происходить обратный процесс – ведь всем известно, что сегодня большинство из крупнейших открытий современности происходит именно на стыке наук. Достаточно вспомнить о медицинской кибернетике, химической физике и о физической химии, космонавтике...

Современная наука, пройдя очередной виток в своем развитии, как бы в чем-то стала повторять свои истоки, заставляя ученого значительно расширять области своих познаний. Не в последнем ряду – художественные представления о мире. Уж не этот ли процесс привел некоторых к мольберту, и не он ли побудил людей науки взяться за кисть, как это когда-то делали их далекие предшественники? По крайней мере представленные на выставке «Ученые рисуют» картины невольно наводят на эту мысль.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Маяковский

Силуэты