Итак, приезжая сегодня в Пензу, вы застаете в городе уже сто пятнадцать функционирующих подростковых клубов. И никто не удивится, если вы зададите вопрос:
– Так что же это такое – подростковые клубы в Пензе?
Главные принципы их организации: по месту жительства и по интересам.
Предположим, в городе есть прекрасный Дворец пионеров. Или в каждом районе (их в Пензе четыре) свой Дом пионеров со всевозможными кружками, спортивными секциями, культурно-массовыми мероприятиями. В них ведется работа с детьми, освященная многолетним опытом. Добавим: опытом несколько канонизированным и окаменевшим, достаточно часто, увы, отравленным бациллами формализма. К тому же далеко не каждый подросток имеет возможность ездить во Дворец пионеров из одного конца города в другой на занятия кружка или на тренировку в спортивной секции.
Подростковые клубы в Пензе – совсем другое дело. Все они рядом со школой и домом. Во-первых, всегда можно выбрать дело или вид спорта, к которым имеется склонность. Во-вторых, в этих клубах особая атмосфера: там не бывает скучно. Среди таких же ребят, как он сам, подросток ощущает себя личностью или постепенно проникается этим ощущением. Главное – принципиально главное! – в работе пензенских подростковых клубов, во всех их делах исключен формализм – эта разрушительная, рутинная антисила. Вот почему неточной представляется фраза: «каждый второй подросток «должен» быть вовлечен в работу клуба» (в глаголе «должен» присутствует принуждение...) – пензенские подростки сами стремятся в свои клубы.
В Пензе подростковые клубы делятся на четыре категории: спортивные – 52, многопрофильные – 28, технические – 25, эстетические – 10. Необходимо привести и еще одну цифру: в клубах культивируется около 450 различных видов занятий (наверно, имея в виду эмоциональную сторону проблемы, следует сказать, увлечений), особенно популярных у ребят: спорт, искусство, музыка, техническое творчество, туризм...
Теперь о самом важном, самом главном в пензенском опыте. Подростковые клубы в городе – кровное дело всех. Кровное, заинтересованное, творческое, среди причастных к нему людей нет равнодушных и инертных. Во всяком случае, сейчас дело обстоит именно так. Город, пройдя через трудности, непонимание, даже сопротивление отдельных руководителей, осознал: подростковые клубы – это так же важно, как полноценная семья, как хорошая школа, когда в ее классы дети спешат, будто на праздник.
Руководит всей работой подростковых клубов в Пензе специальный орган, который называется так: «Городской координационный Совет по организации деятельности подростковых клубов по месту жительства». В него входят девятнадцать человек – партийные и комсомольские работники, руководители предприятий, спортивные деятели и педагоги, заведующие подростковыми клубами. Председатель Совета – секретарь горкома КПСС Юрий Сергеевич Виноградов, человек, глубоко преданный делу воспитания юношества. Для него слова: «От того, каким вырастет молодое поколение, зависит завтрашний день планеты», – не просто слова, а руководство к ответственной и целенаправленной деятельности.
Итак, основополагающий тезис, главная задача, которая поставлена перед подростковыми клубами в Пензе: вовлечь в клуб каждого мальчика и каждую девочку при обязательном условии, чтобы им было там интересно. Иначе клубы попросту будут пустовать. Но на это условие накладывается принципиальная сверхзадача, которая должна стоять за всеми интересными делами подростковых клубов, быть их доминантой, конечной целью: из клуба должен уйти в самостоятельную жизнь человек с твердым нравственным стержнем в душе. «...Надо твердо проводить курс на то, – подчеркнул в речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК партии Ю.В.Андропов, – чтобы прививать школьнику привычку и любовь к полезному труду. Это может быть труд физический или умственный, но обязательно настоящий труд – производительный, нужный обществу».
...С позиции этой задачи и заглянем внутрь подросткового клуба, попытаемся создать его обобщенный образ.
Возьмем многопрофильный клуб. Это значит: в нем регулярно работают спортивные секции – футбол (весной и летом), хоккей (зимой), лыжи, волейбол, легкая атлетика, настольный теннис и т. д. Регулярно идут и занятия в кружках: танцевальном, кройки и шитья, гимнастики, автомобильном, театральном и др. Клуб распахивает свои двери вечером, в шестнадцать-семнадцать часов – предполагается, что ребята, придя из школы, отдохнули, сделали уроки и вот теперь им как награда – любимое дело. Это надо особенно подчеркнуть: любимое!
В многопрофильном клубе занимаются от трехсот до пятисот детей: в этой массе растворены и «трудные», те, кто состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Причем этим мальчикам и девочкам никто и никогда не напомнит в клубе, что они «трудные», что состоят на учете. Они здесь равные среди равных.
Итак, занятия любимым делом или видом спорта. Но этим не ограничивается работа подросткового клуба. Все кружки и спортивные секции продуманно, целенаправленно объединены планом культурно-воспитательной и политической работы: походы в кино, в театры и музеи; читательские конференции, встречи с деятелями искусства и науки, всевозможные конкурсы и т. д. Мероприятия подчинены непременному правилу: должно быть интересно, долой скуку и формализм! А это значит: сломать привычный штамп, разрушить рутину, устранить принуждение (оно просто немыслимо). Это прекрасное правило утверждают в подростковом клубе сами ребята. Они хозяева здесь: всей работой клуба руководит его совет, который выбирают на общем собрании члены клуба. Ребячье самоуправление! В совет обязательно входят и взрослые, как правило, двое: директор клуба или главный тренер и комиссар, осуществляющий всю политико-воспитательную работу. Они рядовые члены совета, и надо обладать немалым тактом и педагогическим чутьем, чтобы без нажима, не задевая детского самолюбия (так легко ранимого), корректировать и направлять работу совета, а значит, и всего клуба.
Итак, самоуправление, которое превращает подростковый клуб в ребячью республику, в «детское сообщество», по словам выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого, еще в 1911 году организовавшего первую в России детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь».
Пожалуй, обобщенный образ клуба станет более понятным, если подтвердить его конкретным примером.
Многопрофильный клуб «Орленок». Он «старейший» в городе, и опыт его работы в определенном смысле – методологическая основа всех клубов.
Шефствующее предприятие – промышленное объединение «Электромеханика». Шефы целиком профинансировали строительство и оборудование клуба. Он размещен в одном из административных зданий, которые сейчас строятся в новых микрорайонах для ЖКО, товарищеских судов, добровольных народных дружин, и занимает половину этого двухэтажного строения.
Любовно, рационально оборудованный спортивный зал, который может превратиться в зрительный – для концертов, встреч, праздников; комната, где проходят занятия кружков; фотолаборатория; подсобки для спортинвентаря; в маленьком фойе, рядом с раздевалкой, несколько столов для настольного тенниса – это любимая игра для многих подростков, которые, наверно, не будь клуба, искали бы развлечений в других местах...
Работают в клубе восемь человек: руководители кружков, воспитатели, тренер, уборщица, а возглавляет этот маленький коллектив Светлана Максимовна Попова, педагог-организатор. Вместе с Поповой тут трудятся люди, естественно, разные, непохожие друг на друга, но объединенные одним: любовью к детям. Например, тренер Владимир Анатольевич Белоножкин, который буквально днюет и ночует в клубе, вкладывая в дело всего себя без остатка, ребята души в нем не чают. Или воспитатель Евгений Савельевич Юмаев, который возглавляет «Клуб интересных встреч», – это уже работа, объединяющая всех детей, приходящих в клуб (а их 450), – концерты для родителей, встречи с артистами, писателями, художниками; «день открытого письма», когда на встречу с детьми приглашаются руководители промышленных предприятий. Да, это своего рода профориентация.
И еще есть внутри «Орленка» «Клуб выходного дня». Работает он по воскресеньям. С нетерпением ждут его ребята: всем нравятся коллективные походы в кино или театр (потом обязательно обсуждение фильма, спектакля, дискуссия, где столкнутся разные мнения, возникнет спор); прогулки в парк, зимой – лыжные походы, летом – на Суру или в лес с костром, с песнями, с приготовлением обеда, конечно же, силами самих ребят.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.