«Необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии должна быть глубоко осознана советским учительством, учащимися и их родителями».
Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».
Конечно, очень здорово, когда есть полная свобода в выборе профессии, места работы: пробуй, ищи, проверяй свои возможности. Но давайте вдумаемся в такие цифры: текучесть кадров среди 17 – 18-летних достигает 80 процентов, что обходится дорого государству. А моральные «издержки»? Их подсчитать труднее, чем рубли, но вряд ли кто будет оспаривать, что результатом затянувшегося «свободного поиска» своего места в жизни может быть и чья-то несостоявшаяся судьба, и потеря веры в себя, и нелюбимая до отвращения работа, которую не бросишь только потому, что не мальчик уже, стыдно с места на место бегать...
Выбор профессии должен начинаться до, а не после получения аттестата о среднем образовании. Профориентация – слово для нас привычное, однако понимается подчас однопланово – как лекции, экскурсии на заводы и фабрики, выступления специалистов перед ребятами. Такая «умозрительная» профориентация большой пользы не принесет, если нет возможности самому, своими руками прикоснуться к тому или иному делу. Это, казалось бы, аксиома, не требующая доказательств. Но как получается в реальной жизни? Для того, чтобы дать какие-то профессиональные навыки, нужны мастерские, современное оборудование, то есть средства, которые школа имеет далеко не всегда. Кроме того, школа может познакомить с одной, максимум двумя профессиями. А ведь интересов, наклонностей среди старшеклассников вдесятеро больше. Вывод тут напрашивается сам: что не под силу одиночке, легко осуществить сообща.
На Дне открытых дверей в межшкольном учебно-производственном комбинате Московского района Риги мы встретили школьных педагогов, ходивших по классам и кабинетам и не веривших глазам своим:
– Ну, знаете ли! Да нам такое только присниться может!
«Такое» – это и настоящий машинный телеграф в кабинете судовых электромонтажников; и первоклассные кульманы у чертежников; и целый магазин с разными товарами в комнате, где обучают на продавцов... Весь первый этаж заняли представители сугубо мужских профессий. Обучаются сварочным работам будущие монтажники, осваивают станки токари и слесари-теплотехники. Это – самые «громкие» участки, такова специфика. А у соседей вверху – полная тишина. Здесь идут работы, требующие особого внимания, точности: ювелирное дело, ремонт ЭВМ, часов. Если бы существовал конкурс кабинетов, то трудно было бы отдать какому-либо предпочтение. Например, комната, где готовят проводников железнодорожного транспорта, – почти настоящий вагон. Не полностью, правда, но служебные помещения сняты с натурального вагона. В швейном цехе – конвейер, как на фабрике...
Четырнадцать предприятий района объединили здесь свои средства и силы – в комбинате можно получить любую из четырнадцати специальностей. Сравните-ка это с одной-двумя, которые может дать школа! Есть простор для выбора. Можно также, присмотревшись получше, перейти в другую группу, испытать себя в иной сфере.
Комбинат потребовал средств, и немало. Оборудование кабинетов, снабжение материалами, оплата труда мастеров – все ложится на «плечи» предприятий. А отдача? Комбинат не имеет плана выпуска – стало быть, не несет обязанностей по отношению к заводам и фабрикам. Выпускник школы может пойти работать на базовое предприятие, а может и не пойти; может сдавать экзамены на разряд, может и не сдавать; сегодняшняя школьница приходит, допустим, в швейный цех, комбината не для того, чтобы потом работать на конвейере, а чтобы научиться самой себе сшить платье. На что же рассчитывают шефы? А вот на что.
На открытии комбината директор ювелирного завода заявил: даже если к нему придут только 20 – 30 человек из ста – проблема кадров на заводе будет решена.
Объединению по ремонту электронно-вычислительных машин «Импульс» кадры не готовит ни одно учебное заведение. Экономисты «Импульса» пришли к выводу: вложить средства в межшкольный комбинат выгодней, чем обучать ребят непосредственно на предприятии.
Экономисты судоремонтного завода подсчитали – ежегодное пополнение в 20 – 25 человек (уже имеющих какие-то навыки) вполне устроит предприятие...
И вот они пришли – 1240 девятиклассников района. В кабинете профориентации познакомились со всеми профессиями; узнали предприятия, где смогут работать, будущий средний заработок. А теперь по расписанию один день в неделю – 6 уроков – занимаются не в школе, а здесь.
Не нужно сравнивать это учебное заведение с профтехучилищем, ибо смысл его не в профессиональной, а в допрофессиональной подготовке молодежи. Иначе говоря – знакомство с целой гаммой специальностей. Ну, а высший смысл – совмещение трудового обучения с трудовым воспитанием. (А есть ли, скажут, разница? Наверное, есть, иначе откуда брались бы хорошо обученные профессии «летуны», искатели не работы, а легкого заработка?).
Не стоит сравнивать занятия здесь и с обычными школьными уроками труда. И дело тут не в количестве уроков (два в неделю – в школе, шесть – в учкомбинате). Уроки иные качественно: потому что мастер учит обращаться с напильником или паяльником не всех школьников вообще, а только тех, кому это дело нравится. Значит, мастеру легче, чем школьному учителю? Труднее неизмеримо. Интерес к делу не всегда рождается сразу. Чего стоила одна только история с группой монтажников железобетонных конструкций...
Не повезло этой группе. За два месяца в ней сменились три мастера. Очередной, Ян Казимирович Клищевич, пришел накануне полного развала: частая смена мастеров не могла не повлиять на настроение ребят. А буквально через неделю после прихода Клищевича настроение группы повернулось на 180 градусов. Чем же взял ребят новый мастер?
– Не знаю, – откровенно признается он. – Педагогического опыта у меня никакого. Тридцать лет работал в промышленном строительстве, последнее время – начальником участка. Когда предложили помочь учебному комбинату, думал – легче будет работать: ни тебе планов, ни нарядов, ни графиков. Ан нет, не легче. Здесь свои проблемы. Пятьдесят человек – и за каждым глаз да глаз нужен. Все мое педагогическое образование свелось к одной беседе, когда директор попросил: «Ты уж будь им и папой и мамой»... С чего начал? Постарался увлечь – это первое. Романтику и сложность нашего труда показать. Второе – обеспечить постоянную занятость каждого. Хуже нет, когда парень томится, слоняясь без дела.
Перемен группа монтажников не признает. Давно звонок отзвенел, а в комнате на первом этаже грохот зубил, треск электросварки. Пока это первые учебные швы, но к лету мастер обещает повести на стройку, дать настоящую работу... Увлеченность ребят происходит от одного – от увлеченности самого мастера. Трудно понять, кто с большим азартом кладет на металл простейший шов, определяет марку стали и устройство электрода, – девятиклассник или опытный строитель, постигший все эти элементарные вещи десятки лет назад. Интересно мастеру – интересно и его ученикам. Все так просто – и сложно...
Вспоминается и другой эпизод, в другой группе. Пока мы с мастером слесарей-теплотехников Янисом Лиепиньшем говорили о том, как трудно найти желающих обслуживать теплотрассы, в дверь просунулась чья-то черноволосая голова.
– Почему не пришел на занятия? – обернулся Лиепиньш.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.