Под знаком скорпиона

Евгений Федоров| опубликовано в номере №1467, июль 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Популярнейшая рок-группа из ФРГ «Скорпионс» — в Советском Союзе! В принципе, любители рок- и поп-музыки морально были готовы к сюрпризам, которые временами дарит им Госконцерт. И все же, чтобы «Скорпионс»!.. В возможность ее приезда верили очень немногие, потому что:

...эта группа уже многие годы находится среди лидеров «хард-н-хэви»...

...композиции «Скорпионс» являются украшением фонотек всех «металлистов»...

..название этой группы сегодня можно прочесть не только на конвертах дисков, но и на стенах школ, техникумов и других общественных помещений...

...даже в самом слове «Скорпионс» заложена некая колючесть, жесткость и экспрессивность, которыми отличается «тяжелая» музыка. Поклонники рок-н-ролла вообще и «хэви метл», в частности, получили возможность лично убедиться в высоком качестве «металла» с клеймом «Скорпионс». В течение десяти дней эта группа выступала в совместных концертах с группой «Парк Горького» в ленинградском спортивно-концертном комплексе имени В. И. Ленина.

Историческая справка. Группа «Скорпионс» появилась на свет более двадцати лет назад. Создали ее вокалист Клаус Майне и гитарист Рудольф Шенкер. Успех к «Скорпионс» пришел не сразу: часто менялся состав: пластинки раскупались туго. Но, как известно, терпение и труд... В общем, к концу семидесятых «скорпионы» выходят в лидеры рок-марафона на дорожке «хард-н-хэви».

Переломным моментом в судьбе группы можно назвать выход альбома «Лавдрайв». Успех удалось закрепить: следующие диски группы «Энимал магнетизм», «Блэкаут», «Лав эт фёст стинг» завоевали всемирную аудиторию. «Скорпионс» много гастролировали, что тоже положительно сказалось на подъеме их популярности...

Сейчас в состав группы входят: Клаус Майне (вокал), Матиас Джабс (гитара), Рудольф Шенкер (гитара), Францис Буххольц (бас-гитара). Херман Раребелл (ударные).

«Парк Горького» — совсем молодой коллектив: он существует немногим более полугода. Идея создания «Парка» родилась у Стаса Намина после гастролей по США, Канаде и участия в фестивале в Японии. Было решено создать универсальную группу, музыка которой была бы понятна и близка людям на всех континентах... «Парк Горького» объединил опытных музыкантов в лице Николая Носкова (вокал), Алексея Белова (гитара), Яна Яненкова (гитара), Александра Минькова (бас-гитара), Александра Львова (ударные)...

«Какие нервные лица — быть беде. Я помню, было небо, я не помню, где...» Эти строки из песни Бориса Гребенщикова «Рок-н-ролл мертв» как нельзя лучше отражают атмосферу первого дня концертов в городе на Неве. То, что случилось, как говорится, невероятно, но факт. «Скорпионс»... испугались! Испугались играть на одной сцене с группой из Москвы «Парк Горького». Этот новый коллектив довольно быстро набирает очки в актив своей популярности, и «Скорпионс» решили, что это одна из лучших групп Советского Союза (утвердились они в этом мнении после прослушивания фонограммы «Парка Горького»). Сыграло свою роль еще и то обстоятельство, что пластинки «Скорпионс» у нас не выходили, рекламы практически никакой. Да и вообще «Россия — загадочная страна...».

В общем, чтобы вдруг не провалиться на фоне «Парка», музыканты из ФРГ решили отработать первый концерт, так сказать, соло. Напрасно что-то нервно доказывал перед концертом гостям продюсер группы Стае Намин, хлопотали операторы и настройщики — музыкантам из «Парка» не дали возможности даже подняться на сцену, чтобы настроиться. Что ж. гости из ФРГ в данном случае были хозяевами положения — их «свет», их аппаратура. В конце концов, их гастроли... Пришлось смывать грим ребятам из «Парка Горького». Скажу сразу, что так случилось только один раз. В дальнейшем группы довольно мирно уживались на одной сцене. Но этот «штрих» дает повод для некоторых размышлений.

В последнее время все больше и больше советских рок-групп выступает за рубежом — на всевозможных фестивалях, конкурсах и просто с гастролями. И если раньше в список «выездных» попадали три-четыре команды, то теперь их значительно больше. Это радует, поскольку чем больше будут знать нашу культуру за рубежом, тем теплее станет международный климат. Но так как заграничные гастроли наших рок-групп у нас почти не освещаются, трудно получить ответ на принципиальный вопрос: достигли ли наши избранные группы хотя бы среднемирового уровня? Большая часть знатоков отечественного рока настроена довольно скептически, и разубедить ее трудно.

Так вот, реакция «Скорпионс» на «Парк Горького» еще раз подтверждает, на мой взгляд, что и наши уже могут, уже готовы конкурировать на международной сцене. И хочется верить, что узнаем мы, наконец, об их триумфах или провалах не только из коротеньких сообщений корреспондентов ТАСС... Но вернемся из светлого будущего на концерты «Скорпионс» в Ленинграде.

Один из самых больных вопросов организации гастролей рок-звезд в столице — «стоячий» партер. За рубежом многолетняя практика рок-концертов приучила музыкантов видеть зрителей у самой сцены. Есть люди, которые любят слушать стоя, танцевать, прыгать и другими столь же динамичными способами выражать свои эмоции. Музыкантам такой партер помогает «подзаряжаться» от публики, видеть ее реакцию, сразу же входить в контакт со зрителями... Это понятно и объяснимо.

В Москве таких прецедентов еще не было: тот. кто вскакивал или начинал танцевать, нервировал милицию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Короче, хорошего мало — и для зрителей, и для музыкантов, и для милиции. Но зато кто-то, перестраховавшись, спал спокойно.

В Ленинграде «стоячий» партер был. И сразу — совершенно иная атмосфера концертов. Несколько тысяч молодых людей заполнили пространство между сценой и трибунами. Причем собрались «металлисты» и музыка была заводная. И ... ничего страшного не произошло. Контакт был идеальный для рок-концерта. Ну а «металлическая» публика? Ведь сколько было статей о безобразном и разнузданном поведении этой части молодежи на концертах «тяжелых» групп!

Концерты в Ленинграде показали, что вся «разнузданность» любителей «металла» объясняется тем, что концерты «хэви» обычно проводятся по правилам концертов, скажем, эстрадно-симфонических оркестров. Но ведь сама рок-музыка диктует иные формы восприятия, иную реакцию у зрителей. Отсюда — и шокирующее поведение публики и музыкантов... Чтобы этого не было, может, просто правила изменить? Как это было в Ленинграде. И результат налицо: зал, точнее партер, танцевал. Одним словом, праздник состоялся!

Теперь — о музыке «Скорпионс».

Что больше всего запомнилось на концерте? Прежде всего высочайший профессионализм группы из ФРГ. Профессионализм во всем, начиная от идеальной сыгранности музыкантов и кончая доведенной до автоматизма работы свето- и звукорежиссеров, рабочих сцены. Звучание — словно на пластинке: сценография концерта отточена — каждый знает, где, как и когда ему нужно быть и что делать. Световое шоу — выше всяких похвал. Запоминаются три огромных треугольника, оснащенные сотнями осветительных приборов. Во время концерта они меняли свое положение в зависимости от накала песни. Ну и. конечно, «дымы», «пушки» — все это использовалось в меру и со вкусом.

Примечательно. что костюмы «скорпионов» не отягощены металлическими атрибутами, как у многих наших музыкантов — приверженцев «хэви метл». Двигаются они на сцене свободно, но опять-таки без стереотипных поз и построений.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Писать все-таки надо!...»

Окончание. Начало в № 12.

Авоська, полная чудес

Иронический рассказ