Под сапогом фашизма

Ю Нейман| опубликовано в номере №343-344, июль 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Семьдесят сербских школьников, расстрелянных вместе со своим учителем. Шестьдесят тысяч молодых хорватов, работающих в каторжных условиях немецких заводов. Польская девушка, отданная в публичный дом. Бельгийские студенты, арестованные за то, что не хотели слушать тупоумную брехню профессоров из Мюнхена...

Все это люди различных стран, разных культур, языков, знаний и вкусов.

Все это люди одного края, единого опустошенного края тоски и горя. Края, по которому прошел фашизм.

Фашисты не очень - то разбираются в оттенках.

Рассудочный Стендаль - он мечтал найти своего читателя через сто лет! - и пламенный романтик Гюго, материалистичнейший из поэтов Гейне и философ - идеалист Кант, изящный скептик Алатоль Франс и наши страстные правдолюбцы, наш Толстой, наш Достоевский - все они, знавшие друг друга и не знавшие, чтившие друг друга и не любившие, все смешались в едином костре, в одном всепожирающем варварском пламени.

Не очень - то разбираются фашисты в оттенках того, что уничтожают, но безошибочно они набрасываются на самое драгоценное из созданного человечеством, на самое живое - человеческую мысль, человеческое сердце, человеческое творчество.

Смерть всему живому несет фашизм.

Там, где побеждает это чудовище, под тяжким топотом, под мертвенным дыханием, под грохотом орудий замирает живое слово, останавливается биение жизни.

Чехословакия, Польша, Бельгия, Норвегия, Греция... Цепенея под неподвижным взглядом чудовища, лежат оголенные ноля. Пусты и заброшены дома: отцы угнаны на рабскую работу в Германию, дети от зари до зари гнут спину в трудовых лагерях, матери, прижимая к груди исхудалых малышей, нищенствуют по дорогам. Закрыты школы, в классах вместо свежих детских голосов глухой стук солдатских сапог и бряцание оружия, университеты - те, которые еще сохранились, - стали средневековыми крепостями темной реакции.

Самое живое на земле - молодость. Гитлер ненавидит молодость. В странах, порабощенных немецкими варварами, душнее всего, тяжелее всего молодежи.

Вот они, юноши и девушки Югославии. Еще недавно они работали, учились, говорили на своих родных языках. Сейчас жизнь замерла. Студенты, осмелившиеся протестовать, посланы на принудительные работы в Германию. На немецких заводах в невыносимых условиях трудятся молодые хорватские рабочие. Немногим лучше и тем, кто остался на родине. С каждым днем растет дороговизна, безработица, нищета, и - самое страшное - уже сеется национальная рознь между сербами и хорватами, уже создан хорватские «расовый институт» - единственный вид «научных» учреждений, угодных фашизму, - институт, где выращивается бредовая теория превосходства одного народа над другим...

В Загребе на трамваях уже появились надписи: «Вход сербам, евреям и цыганам воспрещен».

Разобщить, разъединить, натравить друг на друга - вот стремление современных варваров. Они туманят сознание молодых хорватов словами об их «избранности», они пытаются отравить мозг молодых болгар нелепыми бреднями об их «расовом превосходстве» над сербами и греками. И это отнюдь не мешает немцам обездоливать и грабить страну этого «высшего» народа. За недолгие месяцы немецкого владычества Болгария обнищала, изменилась до неузнаваемости.

Тяжело живется полякам. Во что превратилась их родина? Города, обращенные в развалины, сожженные деревни. Не так давно захватчики сожгли 14 польских - деревень и расстреляли 1200 крестьян, включая и десятилетних мальчиков. Они никогда ее щадили детей: оборванные, голодные, нищие ребята, без призора блуждающие по стране, - такой же неотъемлемый признак власти фашистов, как свастика и плетка.

Впрочем, иногда они «заботятся» о малолетних. В Испании, например, введены «опекунские трибуналы». «Опекуны» направляют мальчиков в «исправительные дома» - нечто среднее между тюрьмой и трудовым лагерем.

Если испанский юноша или девушка не сидит в тюрьме - а по самому мягкому подсчету, подсчету Ватикана, в Испании более миллиона заключенных, - они обречены на голод и унижение. Испанский «закон об ученичестве» не допускает к квалифицированной работе юношей моложе 20 лет без аттестата профессиональной школы. Чернорабочими юноши могут быть лишь в том случае, если нет безработных взрослых. Иными словами, никогда.

Мудрое постановление! Постановление, достойное правителей, издавших закон «об юридической ответственности», распространяющийся «а все население, начиная с четырнадцатилетних детей. Закон этот преследует всех, «кто способствовал своими действиями или тяжкими укрытиями образованию красного бунта, поддерживанию его живым в течение более двух лет...»

А бунт все - таки «поддерживается живым» и в Испании и в других странах, томящихся под игом фашизма, во всех молодых сердцах, не желающих, не могущих подчиниться тяжкому плену.

Тщетно пытаются немцы вербовать хорватскую молодежь в «военную гвардию» на борьбу с партизанским движением Югославии. Партизанские отряды появляются всюду: в горах, в деревнях, в самом Белграде. «Фелькишер беобахтер» вынужден был сообщить, что в городе Ягодине «штатские граждане обстреляли немецких солдат и начали дикий уличный бой». В Смедерове партизаны подожгли пороховой погреб крепости, где было расквартировано две тысячи немецких солдат. Уличный бой партизан с немцами в деревне Мутицах длился 18 часов.

Смелую борьбу ведут поляки. Они борются с оккупантами оружием: а течение долгого времени близ города Кельцы успешно оперировал крупный партизанский отряд. Действовали партизаны и в других местах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены