Стояла осень 1759 года... Русские войска, победоносно сражаясь за родину, шли по Германии. Немецкая столица - Берлин - была уже на виду. Фридрих, король прусский, прозванный «Великим», спешил на выручку своей столицы с 48 - тысячным отрядом. 12 августа он подошел к селению Кунерсдорф (близ Франкфурта), где на холмах, между рекой Одером и Франкфуртским лесом, расположились русские и австрийские войска. Здесь Фридрих решил приостановить наступление союзной армии.
Опытный полководец, Фридрих надеялся на скорую победу. Ведь войска русских все лето находились в непрерывных боях; графа Салтыкова, командовавшего ими, Фридрих не признавал военным руководителем; позиция русских была неудачной; немецкие войска считались непобедимыми. Казалось, все сулило победу - разгром союзной армии и окончание Семилетней войны. Но «великий и непобедимый король» не учел в полной мере одного обстоятельства - силу русского оружия. День 12 августа 1759 года впоследствии вспоминался им как день падения его военной славы.
В 9 часов утра войска Фридриха начали наступление: загремели пушки, обстреливая позиции русских, строились в боевой порядок немецкие пехота и конница. В одиннадцать утра стройные колонны немцев с музыкой, барабанным боем и развернутыми знаменами двинулись в атаку. Первые укрепления русских на высоте Мюльберг скоро были взяты, небольшие части, защищавшие эту высоту, смяты превосходящими во много крат силами немцев. Этот успех воодушевил Фридриха и его войска; сражение уже казалось выигранным. Получив во время боя донесение о победе над французами при Миндене, он отослал ответ о своей победе под Кунерсдорфом. Зазнавшийся вояка поторопился! Он уже мечтал о полном уничтожении противника. Историк Архенгольц свидетельствует «Мысль его была не токмо удовольствоваться победою над Русскою армией, но ее совсем уничтожить».
Между тем бой разгорался. Граф Салтыков хладнокровно стягивал силы к главным укреплениям на высоте Гросс - Шпицберг. Здесь устанавливались сильные артиллерийские батареи, сюда с соседних высот были брошены Азовские и Низовские полки. И когда немецкие гренадеры, руководимые самим Фридрихом, пошли в атаку, их встретили смертоносным огнем. Пули, картечь, гранаты косили немецкую пехоту, но она все лезла и лезла, густо покрывая высоту. Отдельные группы уже приближались к русским батареям. Защитники высоты не отступали ни на шаг. «Каждая линия, сидючи на коленях, до тех пор отстреливалась, покуда уже не оставалось почти никого в живых и целых», - вспоминает очевидец этого сражения А. Т. Болотов. Настал серьезный момент...
Тогда солдаты Азовских и Низовских полков поднялись и с громовым «ура» пошли в штыки. На узком и тесном пространстве высоты завязалась отчаянная схватка. Русские дрались как львы. Немцы не выдержали штыковой контратаки и покатились вниз. Их поддержала конница: она пошла во фронтальную атаку. Вот она уже врубилась во фланг Новгородского мушкетерского полка. Навстречу им вылетели три конных полка Румянцева и Лаудона. После ожесточенной схватки немецкая конница покатилась вниз. Опять загрохотали русские батареи, уничтожавшие собравшегося у подножья горы противника.
Еще несколько попыток Фридриха атаковать русских потерпело неудачу. Он пустил в ход последние резервы: испытанную кавалерию своего лучшего генерала - Зейдлица. Она должна была зайти в тыл пехоте, оборонявшей Гросс - Шпицберг, опрокинуть ее и захватить батареи. Маневры кавалерии Зейдлица прошли на виду у русских, хладнокровно приготовивших достойную встречу. Ружейный и пушечный огонь отбил и эту атаку.
Салтыков отдал приказ о контрнаступлении по всему фронту. Русская кавалерия неожиданным ударом обрушилась на главные силы немцев. Ее стремительная атака была сокрушительной. Кавалерию поддержала пехота; неумолимой и мощной лавой она катилась с высоты, подминая и сбрасывая в овраг немцев. Во главе русских гренадеров оказался молодой полковник Суворов. Неустрашимый и веселый, ловкий и храбрый, он повел полк гренадеров в наступление на высоту Мюльберг, занятую первой атакой немцев. По высоте била артиллерия Шувалова. Суворовские гренадеры штыковой атакой выбили немцев из окопов...
Расстроенные, разбитые отряды немцев отступали по всему фронту. «Прусская армия в величайшем беспорядке отступила... при Кунерсдорфе была повсеместно и наголову разбита», - пишет историк Ретцов. «Непобедимый и великий король» еле спасся позорным бегствам. Зазнавшийся немецкий вояка был бит, дорога на Берлин - открыта. Еще один раз русские люди доказали славу своего оружия.
«Словом, наши россияне дрались в сей раз с величайшим ожесточением и запальчивостью», - вспоминал очевидец Болотов. «А мужество, храбрость, послушание и единодушие солдатства должны навсегда примером остаться», - заключал свою реляцию (донесение) граф Салтыков.
Через год русские войска заняли Берлин. Армии Фридриха были разбиты. Побежденные выдали русским ключи от немецкой столицы. Они и сейчас хранятся в одном из наших музеев.
Семилетняя война кончилась, и русские войска вернулись на родину.
Сражение при Кунерсдорфе и взятие Берлина - исторический урок немцам. Пусть помнят об этом зазнавшиеся фашистские вояки! Наша доблестная Красная Армия, верная священным традициям русского оружия, разгромит фашистские банды!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.