Водном из американских портов в годы второй мировой войны произошло незначительное на первый взгляд, но знаменательное по своему существу событие. Отряд небольших военных судов, предназначенных для действий в прибрежных районах, покидал берега Америки и отправлялся в необычно далекое плавание-через океан, к той части земного шара, где решалась судьба великой битвы против фашизма.
Огромная толпа портовых рабочих собралась проводить корабли под советским военно-морским флагом, уходившие в рискованное плавание. Среди провожавших одни восторгались спокойствием тех, кто на маленьких суденышках пускался в далекий путь, другие смотрели на храбрецов, как на безумцев, обреченных почти на верную гибель. Портовый чиновник, y которого советские моряки хлопотали о запасных частях для механизмов, сказал:
- Странные вы люди!... Не все ли вам равно - тонуть с запасными частями или без них?.. Только лишний расход! Океан проглотит ваши скорлупки раньше, чем вы увидите свои берега. Океан не любит шуток!
Что могли ответить расчетливому янки советские моряки?
- Война тоже не любит шуток! - бросили они чиновнику так и не понятую им фразу.
Легко дышалось в океане Матросы, старшины и офицеры несли походные вахты, радуясь чудесной погоде, отсчитывая каждую пройденную милю. Они торопились к берегам сражающейся Родины. Но на вторые сутки похода закипел океан. Огромные волны с ревом набросились на корабли. В пене и брызгах исчезали даже высокие мачты. Все скрипело, трещало под натиском стихии.
Шторм не утихал сутки, вторые, третьи... Предсказание портового чиновника, пожалуй.
сбылось бы, окажись на этих «скорлупках» люди другого характера и воли. Но кораблями управляли советские военные моряки. И корабли пришли к родным берегам все до единого, без повреждений.
* * *
Покорение морских просторов всегда волновало и влекло человека. Но никто так не любил море, никто не умел так справляться со стихией, как русские люди.
Издревле наш народ слыл мореходом. На утлых ладьях он совершал походы к берегам Византии. «Колумбы Росские, презрев угрюмый рок», прокладывали первые пути в северных ледовитых морях, открывали острова и проливы. За русским народом история утвердила славу искуснейшего кораблестроителя. Народ-мореход выпестовал своих флотоводцев, чьи имена блещут в морской истории, как немеркнущие звезды.
Мир знал отвагу и храбрость русских моряков. Но вот после Октябрьской революции 1917 года в морских и океанских просторах появились корабли под советским военно-морским флагом, и мир увидел нового, доселе неведомого ему моряка. Во флотской форме предстал человек, гордый и сильный духом, человек, знающий, куда и зачем он ведет свой корабль. Это был представитель нового мира, новой эпохи.
Широта кругозора, культура, высокая идейность и сознательная дисциплина - эти характерные черты советского военного моряка поражали многих иностранцев. Удивителен и непонятен им был этот человек в советской флотской форме!
Американские и английские офицеры, наблюдавшие во время пребывания советских кораблей в их портах, с какой любовью экипажи обращаются с механизмами, как глубоко они знают технику, часто не верили, что на наших кораблях y котлов и машин стоят простыв старшины и матросы.
- Вы подменили матросов офицерами, - заявляли они.
Стоило ли доказывать нелепость этих утверждений? На наших кораблях были действительно самые обыкновенные старшины и матросы. Но это были советские старшины и матросы, наша славная молодежь, воспитанная Коммунистической партией и Ленинским комсомолом. Выросшие в социалистической стране, где образование стало достоянием всего народа, где общий культурный уровень простых людей поднялся на несравнимую с прошлым высоту, они и по общему развитию и по глубине технических знаний отличались от матросов флота любой капиталистической страны. Увидеть в советских моряках эти новые качества господам иностранным офицерам помешала та «застарелая болезнь европейцев», о которой Горький писал, как об уродливом преувеличении и до смешного напыщенном сознании их «превосходства» над всем русским.
Мир действительно не знал прежде столь благородного, столь одухотворенного военного моряка. Советский военный моряк - передовой человек своего времени, владеющий не только грозным морским оружием, но и всепобеждающими идеями Коммунистической партии, - поднялся над моряками всех других стран на целую голову.
Еще четверть века тому назад, когда советская эскадра совершала поход вокруг Европы, в иностранных портах удивлялись необычному поведению советских матросов, проявлявших интерес к музеям и историческим памятникам тех городов, которые они посещали.
- Не заблудились ли советские моряки? Музей не таверна! - замечали нашим матросам некоторые иностранцы, привыкшие видеть своих моряков скитающимися по кабакам и притонам буйной, пьяной ватагой.
В очерке о пребывании советской эскадры за границей А. М. Горький привел заявление одного из официальных лиц Неаполя, сделанное командиру эскадры:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.