Новый музыкальный инструмент по виду напоминает маленький рояль. Однако сходство это только внешнее. Открыв крышку инструмента, вы не найдете ни струн, ни молоточков. Вместо них поблескивает стекло радиоламп, причудливо переплетаются разноцветные провода, там и тут разбросаны конденсаторы, катушки. Называется новый инструмент «электронным гармониумом». Построен он сотрудниками лаборатории электромузыкальных инструментов Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи под руководством кандидата искусствоведческих наук И. Т. Симонова.
Вы садитесь за инструмент и легко касаетесь клавиш пальцами. Раздается тихий аккорд. Теперь чуть нажмите на клавиши - звук усиливается. А если пустить в ход и левую ножную педаль, он станет еще громче. Возле ножных педалей - несколько больших кнопок. Нажимая их ногой, нетрудно менять окраску звучания - тембр.
Музыкант исполняет старинный вальс. Отчетливо слышны волторны. Кажется, что играет духовой оркестр. Но вот включается другой тембр, и мы уже слышим ансамбль деревянных духовых инструментов - флейт, кларнетов, гобоев, фаготов.
Исполняется «Элегия» Маснэ. Звучит она необычно. В музыке выделяется свежий и яркий вибрирующий звук, ведущий мелодию, остальные ему мягко аккомпанируют. Сейчас электронный гармониум настроен на совершенно новые тембры, не свойственные ни одному из привычных нам инструментов.
Исполнитель нажимает правую педаль, поворачивает рычажок на панели под клавиатурой и начинает играть веселый танец. Звучание стало бодрым, ритмичным. И это как нельзя лучше подходит к жизнерадостной и быстрой музыкальной пьесе.
Какими же техническими средствами достигли конструкторы инструмента столь богатых возможностей изменения звука?
Электронный гармониум состоит из трех основных электрических систем - генераторной установки, фильтра и усилителя. Когда гармониум включен, генераторная установка непрерывно вырабатывает электрические колебания. Во время игры особым устройством, соединенным с клавиатурой, осуществляется отбор этих колебаний. Устройство отбора сконструировано так, что новый звук включается плавно, без щелчка. Это - большое достоинство электронного гармониума. В других электромузыкальных инструментах звук включается с характерным щелчком, что сильно вредит художественности.
Далее звук передается на фильтр. Фильтр - это своеобразная «кухня тембров». В нем электрические колебания претерпевают определенные изменения и приобретают нужную форму; форма звука становится, например, такой, какая свойственна звуковым колебаниям гобоя, волторны, или совершенно новой, не похожей на форму звука, извлекаемого из обычных механических музыкальных инструментов. Пропущенные через фильтр «электрические аккорды» поступают далее в усилитель, а оттуда уже в динамик.
Сейчас создатели электронного гармониума продолжают его совершенствовать. Скоро новый инструмент будет использован в музыкальных радиопередачах.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.