Почему герои получаются только из дворняжек
Собака Стрелка, после полета в космос |
Наверное, уже все желающие посмотрели мультфильм «Звездные собаки Белка и Стрелка». Не удивлюсь, если после сеанса вы остались в состоянии странного недоумения: с одной стороны, не все так плохо, а с другой – вроде бы непонятно, зачем зря потратили время. И правильно! Так и должно быть! Ведь этот мультик и был сделан не для людей. «Звездные собаки Белка и Стрелка» - первый в мире мультфильм, созданный для собак.
Подумать только, мы – молчаливые русские массы вдруг стали свидетелями начала новой вехи в истории кино! Конечно, чудо еще не до конца осознано, и на сеанс по привычке приходят люди.
Как я догадалась? Все просто. В фильме нет людей, от них только ноги и руки, все достижения советского космоса, если верить авторам, принадлежат псам, а диалоги и сюжет подозрительно доступны. Все это неспроста.
Возьмем операторскую работу. Это же явный взгляд собаки на Москву. Никаких панорамных планов, примет времени и акцентов на тех зданиях, которые традиционно приковывают взгляд человека. Камера редко поднимается выше колена. Только бордюры, песочницы, травка и другие псы. Авторов интересует все самое актуальное в собачьей жизни. В мультфильме даже освещена свежая тема – умение дворняжек ездить в метро. Москвичи хорошо знают, что бродячие псы освоили этот вид городского транспорта.
Разумеется, не обошлось без важнейшей проблемы четвероногих – дележ территории. Все второстепенные персонажи – это «чужаки», а также блохи, куда ж без них. Согласитесь, если бы лента задумывалась для людей да еще с целью популяризировать космос, никто бы не подарил почетных заключающих планов и реплик паразитам.
Я к чему клоню: логика композиции этого великого произведения – собачья. Поэтому затянутый сюжет – это он для нас с вами затянут. Может, людям, и скучно смотреть, как битый час Белка и Стрелка куда-то зачем-то бегут. А собаки так всю жизнь живут, для них это нормальный и даже, думаю, прочувствованный реализм.
Жалко только, что озвучили героев люди. Фильм бы только выиграл, если бы некоторые шутки были заменены хорошей актерской работой братьев наших меньших. С музыкой тоже прокол. Песня группы Uma2rman «В городе дождь», может, и передает в нашем представлении собачью меланхолию, но вокал явно не дотягивает до мелодичного воя.
Белка, после полета в космос, 1960
Итак, режиссер Святослав Ушаков сделал первый в истории мультфильм для собак. Хоть сомнений больше не оставалось, я решила проверить свою гипотезу. На киносеанс мы пошли с удивительным ученым, психологом, академиком Всемирной экологической академии Леонидом Китаевым-Смыком. 79-летний академик подтвердил мои догадки, кратко разъяснив, почему «Звездные собаки» не предназначены ни для одной категории людей:
— Детям и подросткам многое непонятно, бабушек и дедушек отталкивает вульгаризация образов и лексики, среднему поколению скучно из-за затянутого сюжета. А людям, связанным с космосом, просто обиден образ солдафона Казбека и космонавтов, которые все время грызутся друг с другом.
Посмотрев вместе со мной собачий мультфильм, Леонид Китаев-Смык обнаружил досадные ошибки в поведении Белки, Стрелки и Вени. Он много лет занимался изучением поведения людей и животных в состоянии невесомости. Эти исследования даже вошли в монографию «Психология стресса. Антропология стресса». С 1960 года Леонид Александрович работал старшим научным сотрудником в Летно-Испытательном институте, который из-за секретности назывался «почтовым ящиком № 12». Институт вел технические и медицинские исследования по созданию корабля «Восток» и освоения космоса человеком.
Собаки-космонавты: Белка, Звездочка, Чернушка и Стрелка
По мнению Китаева-Смыка, который знает о невесомости все, мультипликационные собаки и крысы не могли безмятежно летать, раскинув лапы во все стороны. При «ударе невесомостью», то есть в самом ее начале, все живое испытывает смешанное ощущение падения и страха. Крыс Веня в невесомости должен был быстро, как при беге рысью, перебирать лапами (убегать от опасности) и бешено крутить хвостом, как пропеллером (при падении). Постепенно крысы адаптируются и ведут себя спокойнее, а вот тупые мыши от раза к разу ведут себя одинаково. У собак тот же механизм. Они сначала крутят хвостом и «бегут», затем перестают пугаться и просто держат лапы вперед и совсем немного в стороны – так они, на всякий случай, готовы приземлиться. К слову, у кроликов хвоста почти нет, поэтому они крутят всей задней частью туловища. Правши – по часовой стрелке, левши – против. Самые нервные животные в невесомости – кошки, а самые странные – птицы. Они сначала летят к потолку вверх брюхом, потом к полу спиной вниз, а когда понимают, что лететь некуда – замирают в воздухе с раскинутыми крыльями.
— Самым важным итогом моего наблюдения было то, что поведение людей в невесомости бывает двух типов, - рассказывает Леонид Александрович. – Одни себя ведут, как лягушки в воздухе – машут руками, отталкиваются ногами, это активный тип. А вторые – как лягушки в воде, пассивно: сжимаются, замирают.
Еще один киношный ляп – тренировки перед полетом. Чуть ли не треть мультфильма, а по сценарию – пару месяцев, Белка и Стрелка крутятся в центрифуге и бегают по лабиринтам. На самом деле все, чему учили реальных Белку и Стрелку – это не бояться кабины, скафандра и принимать космическую еду, на что и пары недель более, чем достаточно. Никаких спецустройств. Например, центрифуга с ее перегрузками настолько опасна для животных, что никто бы не пошел на риск что-то им повредить.
Космический корабль-спутник, выведенный на орбиту с Белкой и Стрелкой
Попутно Леонид Китаев-Смык рассказал, как однажды сам пережил перегрузку больше, чем в 9G. При том, что земляне привыкли к атмосферному давлению в 1G, Белке и Стрелке предположительно довелось испытать 5-6G.
— Я перед экспериментами в центрифуге не обедал, побоялся, что желудок оторвется, - деловито говорит ученый. – Включили аппаратуру. Довольно быстро почувствовал, что управляющие дистанционным пультом что-то напутали, потому ощущения были не для 5G. Стенки желудка стали прижиматься друг к другу, наступил голод, а потом этот страшнейший голод стал очень сильной болью. Не жжение, не колики, а в чистом виде боль: это стенки желудка стали переваривать друг друга. На следующих кручениях я обязательно ел «второе».
В общем, вся подготовка сводилась к тому, что собаки обживали свой корабль, примеряли скафандры и высасывали еду из трубочек. Других навыков им не требовалось.
Все же авторы первого мультфильма для собак оставили пару кадров и для прямоходящих млекопитающих. А именно заключительные титры. Правда, когда началось все самое интересное, уборщицы кинотеатра «Пушкинский» уже начали ходить по залу с метлами, а несколько единственных посетителей утреннего сеанса уже доели попкорн и ушли. А жаль — в оформлении титров использовались архивные фотографии, связанные с полетом Белки и Стрелки. Жаль, что в бюджете не нашлось денег на улучшение качества старых и очень мелких снимков. Впрочем, даже и без этого видно, как похожи морды реальных и мультипликационных собак.
Мне очень хотелось знать: кто все эти люди, запечатленные на фотографиях? Например, кто та женщина, которая на всех снимках демонстрирует псов ученым и журналистам всего мира? Она, конечно, миловидна, но точно не фотомодель. Оказалось, все люди с черно-белых карточек – сотрудники секретного учреждения в/ч № 64688 - Научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины при Минобороны СССР, который и осуществил легендарный полет.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Палеонтологи выдвинули смелую теорию
Французские ученые научат собак «вынюхивать» простатит
В Южной Корее набирает популярность пингвиний футбол
Пять изобретений и открытий
Что такое молекулярная кухня?
Мы разыскали свою бывшую аудиторию, а именно — рабочую молодежь
Одна из красивейших женщин своего времени, супруга Александра I, лишь тенью мелькнула на страницах российской истории…