Очень меня радует Ваша последняя книжка (изд. Гослитиздата). В ней есть и глубина мысли и зрелое мастерство.
Отослал верстку своей «Избранной лирики» в Гослитиздат.
Начал писать статью о молодых поэтах. Хотелось бы мне показать ее Вам еще в процессе работы над ней. Тема чрезвычайно трудная. В сущности, неправильно выделять «молодых» в особую категорию. Вряд ли по «Стихам о прекрасной даме» можно было судить о Блоке. А нынешняя молодежь проявила себя в первых книгах еще меньше. За стихами Блока всегда чувствовались фазы его внутренней жизни.
Боюсь преждевременных и опрометчивых оценок. Еще больше боюсь впасть в менторский тон.
Посмотрим, что выйдет из этой статьи.
Блейка хочу в этом году подготовить к печати. (хотя бы небольшой сборник).
Напишите мне поскорее. Очень хочу знать о Вашем здоровье. Когда Вы поедете в Кисловодск?
Крепко обнимаю Вас.
Ваш С. Маршак».
Многое открывается нам в этом письме: и духовная связь Маршака с более молодым по возрасту и опыту поэтом, и ободряющие слова о только что вышедшей книжке, и крайне важные соображения по поводу задуманной статьи, и искреннее желание помочь заболевшему товарищу.
Маршаку принес свои первые стихи Евгений Винокуров. Лучшее из написанного было напечатано по инициативе Маршака в «Смене». Тан впервые появилось новое имя в поэзии...
До конца своих дней Маршак не порывал связи с талантливым поэтом. Писал ему письма. Приглашал в гости, чтобы послушать новые стихи, почитать свои. И разве только один Винокуров знал дорогу н дому на улице Чкалова! Можно было бы назвать имена многих, получивших в этом доме и слово напутствия и боевое крещение.
И вряд ли стоит удивляться тому обстоятельству, что, став зрелым мастером, теперь Евгений Винокуров отдает немало сил молодым. Он знает по себе, как это важно, необходимо, порою решающе для судьбы литератора, делающего первые шаги в литературе.
«Кратчайшие пути» — так называется книга стихов Эдуарда Бабаева, которую готовит к печати «Советский писатель». Я бы мог немало говорить об этой самобытной и крепкой книге и о ее авторе, молодом ученом, исследователе творчества Толстого. Об экспедициях — фольклорных, социологических, в которых он побывал. Об его находках и открытиях, связанных с Толстым. Но сегодня мне хочется сказать всего-навсего об одном стихотворении Бабаева — «В город входить нельзя». Изобразительная сила стиха, дух жизнеутверждения, пронизывающий его, доброе, чуткое отношение к людям, право, горьковское — не побоюсь этого слова! — отношение покорили меня.
О белом стихе и верлибре немало спорят в нашем клубе «литературные мальчики», ничего в жизни не испытавшие и упражняющиеся в этих многотрудных жанрах поэзии. Они не понимают, что лишь истинно суровые испытания вызывают к жизни верлибр, причем это происходит помимо воли автора, а не по заранее намеченной «схеме».
У Бабаева захватило дыхание, когда он мысленно вернулся в атмосферу азиатского городка, охваченного нежданной опасностью. Бабаев сердцем помнил, как от города, «где никто не торопится с дурной вестью», советские люди отвели беду. Эти воспоминания и ощущения вызвали в нем высокие чувства. И тогда к нему пришла верная спутница таланта — сдержанность. Скупо и сильно он поведал нам в нескольких строфах
столько, что мы ощутили себя участниками события. Мы забыли об отсутствии рифмы: она нам не понадобилась, ибо стих жил и дышал без нее...
В статье «Горький — в моей литературной судьбе» Михаил Исаковский рассказывает, как в свое время М. Горький счел нужным «вмешаться» в его судьбу. В 1927 году я Москве вышла первая книжка поэта — «Провода в соломе». В своих стихах Исаковский рассказывал о первых переменах в деревне после революции. Появившиеся вскоре рецензии, по словам поэта, были по-барски пренебрежительные, разумеется, резко отрицательные.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.