По «божеским» делам у монахов

А М Колонтай| опубликовано в номере №88, октябрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Александре - Невской лавре, в священном, православном монастыре.

Тогда еще церковь не была отделена от государства и имущества церковного не трогали.

Посовещались.

Порасспросили. Оказалось: помещение такое, что до тысячи человек разместить можно. А живет сейчас в монастыре всего каких - нибудь 60 монахов да послушников несколько десятков. Главное - как нельзя лучше для воинов, с кроватями, дров на два года хватит, и муки, и маслов. растительных, и бочек с сельдями... Одним словом, лучше не придумаешь!

- Да как же, - спрашиваем мы, - вас до осмотра - то допустили?

- А очень просто, - отвечает нам тов. Цветков, - мы на классовом противоречии сыграли, классовую рознь разожгли.

- Как так?

- В монастыре ведь тоже своя классовая борьба идет: ожиревшие монахи с одной стороны, послушники, которыми монахи понукают - с другой. Мы прямо к послушникам обратились: товарищи - послушники, что тут у вас за дела делаются, угнетали вас ваши классовые враги - монахи? Угнетали, - отвечают послушники. Чисто рабы мы для них. Работай «за дарма», а пища - то наша - вода с хлебом, сами же монахи до отвалу всякой снадобью жирной животы свои набивают. Житья от них нет.

Послушники на нашу сторону и встали. Повели нас помещения осматривать, кладовые, про запасы все нам выложили. Друзьями с ними расстались. Один послушник, из молодых, сразу большевиком себя признал.

Обсудили мы доклад разведчиков на совете и порешили: занять монастырь следует, но сделать это «по мирному способу», попросить монахов потесниться, отвести им там флигелек, а остальное под общежитие для увечных воинов.

Послали комиссию для переговоров с настоятелем. Комиссию послушники встретили радостно. А монахи сразу высыпали настороженные, враждебные. Не понравилось им, что наши ребята из госпризрения с послушниками подружиться успели. Комиссия потребовала, чтобы ее к настоятелю архиерею провели. Толстый, бородатый монах ни за что не соглашался до его преосвященства каких - то неизвестных мирян без чинов и звания допустить. «Такого у нас обычая не водилось, чтобы каждый прохожий к настоятелю с просьбами лез». - «Да у нас не просьба, а дело. Государственное дело». Монахи упорствовали, упирались. Отказывались. Тут сначала робко, потом громче заговорили послушники - чего упираетесь? По божескому делу пришли. Об увечных воинах заботятся, а вы канитель пустую разводите. Не грабить люди явились!...

Настоятель принял.

Оказался высохший весь старичок, глуховат. На мощи похожий и уж в делах плохо видно разбирается. Раньше, чем ответить, на грузного, солидного монаха с крестом на выпяченной груди поглядит. А тот ответ подскажет.

Ответа прямого наши не добились, но как смекнули монахи, чем тут пахнет, насторожились, повели канительные речи: нельзя, мол, священное место монастыря под жилье занимать. И так и этак убеждали наши посланцы, монахи все свое.

Так ни с чем и уехали наши парламентеры.

Как услышал об этом «Союз увечных воинов» - галдеж, протест. «Не дадите крова, наркомат разнесем, по городу демонстрацию устроим - большевистская власть, а нас, увечников, на морозе держит!»

Весь вечер с увечными провозились, на совещании никак угомонить не могли. К полуночи замнарком, рабочий, старый большевик, т. Иван Григорьевич Егоров да секретарь совета А. Цветков решили: выхода нет. Надо занять монастырь.

Чего, в самом деле, с шестидесятью жирными монахами церемонию разводить?

Монахи воюют

Приехали ко мне ночью на квартиру. Уже приказ о занятии монастыря Александро - Невской лавры под общежитие увечных воинов был ими заготовлен. «Не займем, увидите, что увечные хлопот нам наделают. Демонстрацией уличной грозят. Злы до чорта. Да и чего колебаться? Все пойдет, как по - писаному. Послушники за нас». Отстаивал план занятия лавры т. Цветков. И я подписала приказ о занятии помещения лавры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мои десять лет

Простой рассказ о том, как из пионера я дорос до члена партии