На другое утро послали комиссию в лавру. А уже комиссию не пускают. Заперлись монахи, засели в монастыре, как за крепостной стеной.
Что тут делать?
И решили наши горячие головы из госпризрения:
давай лавру силой занимать! В те дни такие решения принимались просто. О том, чтобы «согласовать» да «связать» и не помышляли. Не отдавали себе отчета, что действие вразброд, каждый на свою голову - вредит общему плану, вносит дезорганизацию и в без того разбитый, несобранный государственный организм.
Порешили занять силой и позвонили в наркомат по морским делам, к тов. Дыбенко.
- Слушай, т. Дыбенко, дай - ка нам отряд крепких ребят, матросов, хотим лавру занимать.
Лавру занимать? Сытых монахов ущемить? Как тут не найтись отряду!
Отправились наши к лавре. Отряд отборных широкоплечих здоровяков - матросов с музыкой впереди.
Но и монахи подготовились. Как увидели матросский отряд, - давай бить в набат. Загудели громозвучные колокола Невской лавры. Всполошился народ. Повысыпали бабы, торговцы мелкие, мастеровщина на улицу, сбежались к лавре. Крики, шум... Как! Святыню народную оскорблять вздумали?! Большевики монастырь грабить собрались! Не дадим! Умрем за веру православную! А матросы разъярились, особенно когда монахи с брюшком среди толпы появились. Что с ним церемонии разводить. Не пускают в лавру - силой ее заберем.
Кто начал перестрелку, так и не удалось установить. Среди убитых оказался монах лавры.
До Смольного докатился слух о происшедшем. Спешно выслал Совет Народных Комиссаров товарища на место оживленной рукопашной между матросами с защитниками лавры, с приказом немедленно прекратить бесчинства и лавры не занимать. Вызвали тов. Цветкова «держать ответ» в Смольный. Пришлось и мне поехать объясняться с Владимиром Ильичом.
Когда я рассказала, что наши товарищи решили провести и в монастыре революцию, опираясь на послушников против монахов и даже соблазняя их перспективами совета послушников. Владимир Ильич сначала засмеялся своим заразительным умным смехом. Но тотчас нахмурился. Такие самовольные действия наркоматов недопустимы. Самочинности в таких архи - важных вопросах общей политики не должно быть места.
И, подумав немного, добавил: инцидент с лаврой приблизил вплотную практическое разрешение вопроса об отделении церкви от государства.
И действительно в ближайшее же время в Совнаркоме уже стоял вопрос, а потом декреты: отделение церкви от государства.
Лавру, однако, так и не удалось превратить в общежитие для увечных. Для них было найдено другое помещение. Но попы и монахи не успокоились. Они сорганизовали торжественное шествие с иконами, призывая народ отстаивать святыни церквей от поругания большевиков. И в течение нескольких дней месили грязь улиц Петрограда, увлекая за собой обывательщину.
Меня же и тов. Цветкова, как главных зачинщиков первой попытки превратить монастырское помещение на дело социальной помощи народу, попы и церковь православная предали торжественно церковной анафеме.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Простой рассказ о том, как из пионера я дорос до члена партии