…Плюс хорошее настроение…

опубликовано в номере №1197, апрель 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

кий, атмосфера товарищеская. Работают ребята на хорошем уровне, друг другу помогают, разговор на тему «мое - твое» у нас не в ходу. А с «чемпионами длинного рубля» мы попросту расстались.

Н. СОБОЛЬ. Это вы. А там, где такие продолжают «воспитательную работу»?

Я. САЛО. Тут мы с тобой возвращаемся к исходному пункту – вопросу о кадрах. Нужны, очень нужны в сфере обслуживания хорошие ребята-комсомольцы. Кто способен отстаивать свои взгляды, свои жизненные принципы.

Н. СОБОЛЬ. К сожалению, сейчас отношение к труду продавца или официанта у многих связано с неприятными эпизодами в очереди и за столиком.

Я. САЛО. Ты прав. Но ведь это то же самое, что судить о любой профессиональной группе, взяв за точку отсчета бракодела. А таковые, как известно, имеются не только в сфере услуг... Важно достойно отметить работу лучших. Их мастерство.

Н. СОБОЛЬ. У нас каждого лучшего работника в цехе видно. И по фотографии на доске почета, и по «молниям» с результатами соревнования, и по вымпелам, прикрепленным к станку: «Лучший токарь завода», «Лучший фрезеровщик Львова»... Как вы своих лучших представляете?

Я. САЛО. Практически никак. А польза от этого была бы несомненная. Ленту через плечо не наденешь, когда идешь обслуживать в зал. Но думаю, можно что-то придумать. Например, нашивку, аксельбант... Или даже специальную форму для победителей конкурсов. Гостю небезразлично будет узнать, что его обслуживает, скажем, лучший официант Львова или республики. Ну, а для ребят это, понятно, и моральное поощрение и дополнительная ответственность: покажи, что ты умеешь и как умеешь!

Н. СОБОЛЬ. Я, знаешь, о чем подумал? Ведь, строго говоря, каждая работа в широком смысле – сфера обслуживания. Вот моя, к примеру... Вся страна ездит на автобусах из Львова. Когда на завод приходят письма с благодарностью, приятно. Бывают, к сожалению, и другие письма. Качество – это для нас, как и для всех, вопрос вопросов. И мы заботимся о том, чтобы и на заводе и в городе знали наших лучших людей, наших передовиков, новаторов. Естественно, стараемся воспитывать чувство гордости за свою продукцию. У нас в заводском дворе стоит автобус с надписью на ветровом стекле «12 апреля 1961 года». Точно в таком автобусе, сделанном на нашем заводе, ехал к старту Юрий Гагарин... Львовские автобусы и сегодня доставляют космонавтов к стартовой площадке Байконура. Разве такое кого из ребят оставит равнодушным!

Я. САЛО. Превосходно, что мы поднимаем на щит знаменитого токаря и заслуженную ткачиху, что их имена известны и популярны. Но мне, честно говоря, очень хотелось бы, чтобы знали, уважали и ценили также и виртуоза-повара и мастера-официанта. И, поверь, это не вопрос «цехового» тщеславия...

Н. СОБОЛЬ. Ты упоминал о конкурсах профессионального мастерства. Они, как я знаю, регулярно проводятся и наверняка способствуют повышению престижности служб сервиса.

Я. САЛО. Верно, такие конкурсы очень полезное дело. Никогда не забуду, как я оформлял на всесоюзном конкурсе тематический стол, посвященный Дню рыбака. Скатерть я выбрал бледно-голубую – это тон грустный, и я оживил стол горячими «пятнами» салфеток, подсвечником, похожим на маяк, плетеной корзинкой с цветами... Результаты конкурса официантов жюри выводит по нескольким пунктам: внешний вид, составление меню, сервировка стола, техника обслуживания, теоретические знания. Я, когда вышел на обслуживание, очень беспокоился: своего черного костюма у меня не было тогда, а у того, который мне одолжил товарищ, рукава все время превращались в гармошку. Наволновался же я... К счастью, все обошлось... Для каждого участника любой конкурс – будь то районный, городской, республиканский или всесоюзный – и соревнование и учеба. Но скажи, что об этих конкурсах люди узнают? В лучшем случае прочтут короткую заметку в газете или увидят несколько кадров в информационной программе телевидения. А вот если бы, к примеру, появилась специальная телевизионная серия, в которой слово получил бы «человек из ресторана» – повар, официант, кондитер? Наверное, это мог бы быть разговор и о "вкусных блюдах, и о бюджете питания, и об оригинальной сервировке, и о культуре поведения за столом. Убежден, что такие передачи нашли бы широкую аудиторию и принесли немало пользы. Мне рассказывали, что телевидение ГДР в свое время предоставило экран «гроссмейстеру» рыбной кухни Рудольфу Кроботу. Прежде в республике, за исключением северных, приморских районов, за рыбу признавали только карпа да форель. И вот чудо-повар начал рассказывать и показывать, какие чудо - блюда можно готовить из никому прежде не известных сортов океанской рыбы. Статистика подтвердила: его передачи пользовались огромным успехом и помогли преодолеть консерватизм немецких хозяек... Мне кажется, лучший способ поднять общественный интерес к профессиям сферы обслуживания, а стало быть, и качество работы в этой сфере – это вести прямой диалог мастеров сервиса с теми, кто является для них посетителями, гостями, покупателями и так далее. То есть практически со всеми группами населения.

Н. СОБОЛЬ. Диалог с использованием всех средств массовой информации...

Я. САЛО. И непосредственный, живой разговор – тоже. Я в свое время пришел в горком комсомола, предложил: давайте пойду в школы, буду рассказывать ребятам о своей профессии. Какое-то время мы это делали, и я с удовольствием вспоминаю, сколько было вопросов, как активно и заинтересованно ребята реагировали на мои рассказы. Но потом это дело как-то заглохло.

Н. СОБОЛЬ. А жаль, что заглохло. Я вот тебя слушаю и представляю себе заводское общежитие, в котором немало времени прожил. И кино там иной раз показывают и танцы организуют. Но как часто случаются пустые вечера, когда ребята не знают, как время убить. Не сомневаюсь, многие пришли бы послушать интересный разговор о традициях национальной кухни, о том, что нового появилось в сфере обслуживания города, о правилах поведения за столом... Найдутся, конечно, и такие, кто скажет: «А зачем мне все это? И сам разберусь, как вилку держать...»

Я. САЛО. Во многом, наверное, можно самому разобраться. И как стол праздничный сервировать, и какой галстук к

какому костюму подходит, и как красивый букет сложить. Но не стоит ли посоветоваться с профессионалом? Ведь воспитание вкуса – процесс нескончаемый. Жить мы стали богаче, требования выросли и будут расти. Слово «качество» произносится с большой буквы не только в индустрии. Недавно в Будапеште состоялся первый международный смотр специалистов общественного питания стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи, и там весьма достойно выглядели повара из Ленинграда, официанты из Таллина, кондитеры из Вильнюса. Все они – победители всесоюзных конкурсов. И все, по авторитетному мнению экспертов, продемонстрировали высший класс. изобретательности, вкуса, элегантности в работе – всего того, что называется профессионализмом.

Н. СОБОЛЬ. Ленинград, Таллин, Вильнюс... Случайная география?

Я. САЛО. И да и нет. В советской делегации могли бы оказаться молодые мастера из любой республики, из многих крупных городов. Например, комсомол Таджикистана объявил шефство над сферой обслуживания и достиг уже немалых успехов. Но не секрет: три города, которым выпала честь представлять страну, имеют особые заслуги в организации «службы хорошего настроения», как часто называют сервис. Одна из примет возросшего уровня жизни – то, что люди стали больше ездить. Скажи, из какой поездки они не увозят впечатления, как их обслуживали? Сервис относится к самым запоминающимся «визитным карточкам» города. Я думаю, что гостям Ленинграда, Таллина, Вильнюса всегда есть за что поблагодарить хозяев.

Н. СОБОЛЬ. Когда сегодня говорят о нашем городе, то, как правило, вспоминают о комплексной системе управления качеством. Многие изделия Львовских предприятий отмечены государственным Знаком. А как тебе, профессионалу сервиса, видится в этом смысле Львов?

Я. САЛО. Аттестация на Знак качества предусматривает в числе прочих такое обязательное условие: соответствовать уровню лучших отечественных и зарубежных образцов или превосходить их. И хотя Знак присуждается изделиям, а не службам, это условие нам всем надо постоянно помнить. Равняться на лучшее, что накоплено мировым опытом, на самое современное и прогрессивное – это, мне кажется, в равной степени касается человека, занятого как в машиностроении или радиотехнике, так и в сфере обслуживания. Конечно, нам всем приятно, что Львов в стране пользуется репутацией одного из «правофланговых» хорошего качества. Но просто гордиться этим мало – надо спросить себя, а что ты лично, на своем месте для этой репутации сделал и делаешь. Наверное, те, кто во Львове побывал – я уж не говорю о горожанах, – вспомнят о приятном времени, проведенном в наших кафе «Под львом», «Ватра», «Вечерний Львов», «На рынке»... Кафе эти молодежными не называются, но в основном туда ходит молодежь. Заводские ребята, студенты. Пожалуй, чего нам во Львове не хватает, так это кафе, так сказать, «специализированных». Таких, где, скажем, могли бы встречаться рыбаки, книголюбы, филателисты, охотники, собаководы... Что-то вроде клубов по интересам. Или вот еще... Как-то на одной из наших центральных площадей снимали для фильма сценку, происходившую в начале века в Париже. Перекрыли движение, выставили под зонтиками – и так это было живописно и уютно, что, право же, жалко стало, когда съемки закончились и все убрали. Гейне в свое время писал: «Когда богу скучно, он проделывает пальцем дырку в облаке и смотрит на парижские кафе»... Я думаю, что нам – во Львове и не только во Львове – стоило бы подумать о пешеходных зонах с уличными кафе. Это и город сделало бы более нарядным и приветливым и проблему «посадочных мест» легче было бы решить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены