Творческая педагогика
Коля поправил на голове маску, проверил подачу воздуха из акваланга и, перед тем как уйти под воду, махнул рукой сестре. Увидев сигнал, Надя нырнула вслед за братом, и уже вскоре юные аквалангисты плыли, взявшись за руки.
Можно представить себе восторг шести летнего мальчишки и его маленькой сестренки (Коля старше Нади на полтора года), когда перед детьми открылось настоящее подводное царство, о котором они слышали из сказок.
Вас, конечно, интересует вопрос, как такие малыши могли оказаться на дне Японского моря. Происходило это во время киносъемок. Дети были приглашены для участия в научно-популярном фильме «На пути в океан». Несмотря на то, что Коля и Надя живут за тысячи километров от морей и океанов, на подводных съемках они чувствовали себя как в родной стихии. Когда Коля приплывал к своему другу дельфину Грею в вольер, тот начинал радостно кружиться вокруг мальчика.
Поездка на дальневосточное побережье стала хорошей проверкой физических возможностей ребят. Жара и холод, штормы, смена временных поясов, акклиматизация и, наконец, сами съемки даже для взрослых были серьезным испытанием. Но дети выдержали его отлично и поведением своим не раз подавали пример старшим. Как-то раз один из участников съемочной группы взобрался на десятиметровую вышку, с которой Коля прыгал без страха, неуверенно подошел к ее краю и, пересилив боязнь, бросился вниз. Как он потом признался, на этот подвиг его толкнул прыжок шестилетнего мальчугана.
Разумеется, что наши дети не сразу одолевали свои высоты.
Это сейчас движение по обучению плаванию новорожденных широко распространилось во всем мире. Созываются международные семинары по этим проблемам, появились специалисты, владеющие апробированными методиками. Теперь уже ни у кого не вызывает особого удивления полугодовалый карапуз, барахтающийся в бассейне. Но ведь еще совсем недавно новая идея вызывала у многих недоумение.
Помню, немало вопросов стояло и перед нами, родителями, да и специалистов одолевали сомнения.
Коля и Надя тогда лишь начинали занятия, а бассейном им служила обыкновенная ванна. Вот когда нам с женой пригодился опыт общения с водой. (Разумеется, неплохо, что мама Коли и Нади — мастер спорта по плаванию и детский тренер, а отец — инструктор по подводному плаванию, но для того, что бы привить детям первые навыки, родителям вовсе не обязательно становиться разрядниками, думаю, достаточно просто уметь плавать.)
Своего первенца мы учили плавать и нырять уже с первых недель жизни. И поверьте, не родительское тщеславие было главным стимулом. Просто мы поставили перед собой задачу вырастить здорового человека, хорошо подготовленного к жестким ритмам современной жизни. В принципе такую задачу ставит любой родитель, но вот как доходит дело до ее реализации, до будничных каждодневных занятий, так энтузиазм у многих и пропадает. Результаты ведь не приходят сразу; нужно запастись терпением. (Здесь оговорюсь, что процесс овладения новыми знаниями, навыками для детей гораздо важнее достижения рекордов. Не так важно, с какой вышки спрыгнет малыш, на какую глубину нырнет. Важно создать условия для более полного раскрытия заложенных природой возможностей.)
Главная цель — здоровье ребенка — стоит и времени, и сил. Да, не все юные граждане могут пока быть обеспечены бассейнами и прочими спортсооружениями. Поэтому родителям лучше не ждать, когда их чадо «охватят» той или иной секцией, а создать условия для домашних занятий. Если говорить о на шей семье, то нам, как, думаю, и многим другим, очень помогли книги и статьи энтузиастов семейного воспитания И. Аршавского, Б. и Л. Никитиных, В. Скриналева, 3. Фирсова. Приходится только сожалеть, что такие издания выходят ограниченными тиражами. Пусть не со всеми рекомендациями этих авторов соглашаются некоторые родители, не все могут перенять их опыт, но главное в том, что новые, интересные идеи повышают наш общий педагогический уровень, способствуют творческому отношению к главному — воспитанию всесторонне развитого человека.
Наверное, у кого-то возникнет вопрос, почему среди прочих возможностей физического воспитания детей мы отдаем предпочтение плаванию. Все дело в том, что взвешенное состояние в воде, аналогичное пребыванию ребенка в околоплодных водах, разгружает младенца от сосредоточенной реакции опоры и в то же время позволяет ему максимально проявить свою двигательную активность. Вода способствует закалке организма.
При нырянии ребенку приходится делать задержку дыхания. А ее влияние на организм трудно переоценить. Это эффективный физиологический стимул развития, способствующий совершенствованию не только дыхательной, но и других систем организма.
Наш личный опыт позволяет посоветовать родителям: старайтесь чутко реагировать на самочувствие ребенка, в зависимости от него давать нагрузку. Недогрузить и переутомить малыша одинаково нежелательно.
Коля начал заниматься плаванием с третьей недели со дня рождения, Надя — еще раньше. В пять-шесть месяцев они уже самостоятельно десятки минут плавали в ванне, а когда Наде было полтора года, она проплывала без остановки полкилометра.
В два с половиной года Коля научился плавать с детским аквалангом, который для него сделал папа. К этому времени мальчик уже мог прыгнуть с пятиметровой вышки, в маске и ластах нырнуть на глубину до шести метров.
Хочу обратить внимание на то, что ребенку потребовалось проявить гораздо больше воли при первом прыжке с бортика бассейна. А метры вышек — это уже ступени совершенствования.
Дома у Коли и Нади есть «спортивный комплекс». Он занимает менее двух квадратных метров площади, не особенно нас стесняет, но пользу его трудно переоценить. Перекладина, кольца, лесенка, канат и резиновые лианы помогают развивать силу, ловкость, гибкость, координацию движений — это лучшее средство предотвращения травматизма у детей.
Наш домашний комплекс самодельный. Думаю, и другим родителям не стоит дожидаться, пока промышленность начнет выпуск домашних стадионов, а попытаться нехитрое это сооружение возвести самостоятельно. Из опыта скажу, что у родителей появится больше свободного времени, если дома будет спортивный уголок.
Некоторые мои знакомые скептически относятся к физическому развитию своих детей. Обосновывают это тем, что культ здорового тела — категория устаревшая, что сейчас пришло время высокоразвитого интеллекта. Но ведь развитие внутренних органов, нервной системы, мозга у детей взаимосвязано с развитием системы мышечной. Видимо, поэтому дети у народов, живущих в условиях, требующих активного участия малышей в различных жизненных ситуациях, до определенного возраста смышленей своих урбанизированных сверстников. Так разумно ли поворачивать «с ног на голову» историю развития человека и отрывать дух от тела?
В настоящее время внимание к физической культуре в нашем обществе усиливается. Я разделяю мнение, что общая культура человека в немалой степени определяется его физическим со стоянием. И привить эту культуру детям — забота родителей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Литературные уроки
Так это было на войне
Так это было на войне