Когда Коле было три года, а Наде — полтора, у нас появилась возможность посещать спортзал. Благодаря занятиям на домашнем стадионе дети были уже неплохо физически подготовлены, поэтому быстро научились делать кувырки, мостики, шпагаты, а чуть позже прыгать на батуте, крутить сальто. Для нас, родителей, было важно, что все эти упражнения они выполняли с желанием, с интересом. Но самую большую радость Коле и Наде доставляет вода. Плескаться, нырять и просто баловаться в воде они могут часами. Проплыть километр для них не представляет большого труда.
Мы постарались создать детям условия для развития возможностей организма, заложенных природой. Ведь без постоянных тренировок они начинают, как бесполезные, атрофироваться. Разве не подтверждение тому бесконечные простуды детей, взращиваемых в тепличных условиях?
Сейчас много говорят о распределении семейных ролей в воспитании. Считаю, что позаботиться о создании условий для физического развития должен отец (на доле матерей лежит и без того непомерный груз забот). Постарайтесь преодолеть организационные трудности, и, уверяю вас, успехи детей сторицей вознаградят вас. Сколько огорчений приносят родителям болезни малышей, а ведь наши ребятишки почти и не болели.
Мы стремимся, чтобы сам образ жизни формировал у ребят самостоятельность и активное отношение к жизни. Когда дети впервые пришли в детский садик, они без капризов расстались с мамой и быстро вошли в новую для них среду. Надя стала помощницей воспитательницы: разбирала постели для детей, накрывала и убирала стол. Заботился о товарищах и Коля, но нередко он вызывал беспокойство у воспитателей тем, что организовывал малышей на всевозможные игры, не всегда безобидные, например, прыжки со стола на пол.
Заманчивым было для нас уделять больше внимания интеллектуальному развитию. В три года Коля знал уже тридцать букв алфавита. К четырем с половиной научился соединять их в слова. Но известные нам неудачные примеры форсированного умственного развития детей остановили нас. Мы ограничились тем, что использовали предложенные Никитиными развивающие игры. Они помогают ребенку на учиться сосредоточивать внимание, развивают сообразительность, память.
Однажды специалисты протестировали наших детей на уровень их умственного развития. Результаты показали, что развитие соответствует их возрасту.
Откровенно говоря, мы были удовлетворены таким выводом. Задачи добиться опережающего возраст развития умственных способностей мы не ставили. Ведь область психики детей — очень деликатная сфера педагогического воз действия, и без глубоких специальных знаний вторгаться в нее просто опасно.
В школу наши дети пошли с разрывом в год. Надя была подготовлена, пожалуй, лучше Коли. В этом ей помог, как и в плавании, опыт старшего брата. У нас появились новые заботы: как научить детей аккуратности, умению сосредоточиваться, делать то, что необходимо.
С поступлением в школу у Коли и Нади значительно расширился круг знакомых и друзей. Придя с занятий, дети очень живо рассказывают о своих одноклассниках, о тех открытиях, которые дарит им каждый день. Слушая их, с удовольствием отмечаешь, что у наших детей формируются верные критерии добра и зла, а это поможет им постигнуть законы жизни в коллективе, найти в нем свое место.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Детский дом — тёплый дом
Так это было на войне