Куда приводит подростков алкоголь
Да, Лена права: не все еще до конца представляют себе размеры зла, каким является пьянство. Для кого-то выпивка «в меру», «за компанию» связывается с приятным времяпрепровождением, этаким удовольствием. Так до недавнего времени считали и пациенты наркологической больницы № 17...
Возглавляет больницу главный нарколог Москвы Э.С.Дроздов. Он-то и дал мне необходимые предварительные пояснения.
— Со спиртным шутки плохи, — говорит Эдуард Семенович. — По числу жертв алкоголизм занимает третье место после сердечно-сосудистых заболеваний и рака. При этой болезни личность разрушается и физически, и морально. Посудите сами, каждый четвертый из наших больных долгое время нигде не работал, каждый третий потерял семью.
Больница № 17 при автозаводе имени Лихачева — одно из крупнейших в своем роде лечебных заведений. Здесь 48 отделений, современная медицинская аппаратура, новейшие препараты. А главное — высококвалифицированные специалисты. Действуют кинолекторий, «лечебный театр». Словом, есть все необходимое для эффективного лечения, и все же победить болезнь нелегко.
...Проходя по больничным палатам, я видела людей, почти утративших человеческий облик. Но самое горькое ждало впереди, когда попала в последнее. 48-е отделение.
Шестнадцати-семнадцатилетние мальчишки, совсем еще детские лица. Спрашиваю одного паренька.
— Почему ты пьешь?
— А что еще делать? — вяло отвечает он.
— Но ведь ты, наверно, мечтал о какой-то профессии?
— Это когда был маленьким.
— А сейчас?
— Не знаю. — Пожимает плечами. Узнала, что отец мальчика — алкоголик, держит в страхе всю семью.
Не радостнее судьба у другого юного пациента. Он давно воспринимает пьянку как некую норму. Ведь иной жизни вокруг себя он и не видел. Несколько лет назад от вина умер отец. С матерью и старшим братом отношения, по его словам, хорошие, хотя и мать, и брат не мыслят своего существования без спиртного. Мальчику было 11 лет, когда мать за праздничным столом налила ему бокал шампанского вместо лимонада. С той поры и пошло...
Дом, улица для этих ребят связаны с употреблением алкоголя. Ни семья, ни школа, ни общественность не смогли оградить подростков от выпивки. Потому-то они и попали в число пациентов наркологического стационара. Конечно, болезнь у них еще не сформировалась окончательно, они еще не хронические алкоголики, но и лечиться им надо. Условия стационара дают возможность вовремя «выпрямить» подростка, вырвать его из «провоцирующей среды». И когда видишь, что есть люди, которые искренне обеспокоены судьбой ребят, увлечены своим делом, занимаются им не формально, то чувство тревоги сменяется ощущением защищенности, надежности.
Именно такое впечатление производит заведующий 48- отделением Петр Сергеевич Балашов. Ему 28 лет, он секретарь комсомольской организации больницы. Отделение, которым он руководит, сразу обращает на себя внимание чистотой, уютом и, я бы сказала, элегантностью интерьера. Чувствуется, это предмет законной гордости самого Петра Сергеевича. Что ж, красивый интерьер тут не роскошь, а первейшая необходимость. Ведь эстетика — тоже один из моментов «восстановительных работ» в сложном деле борьбы за подростков.
Подростковый алкоголизм, считает Балашов, не только медицинская, но и педагогическая проблема. На помощь медикам должны прийти педагоги, психологи, социологи. Пока нет четкой теории, многое выясняется опытным путем. К тому же в процессе лечения подростка трудно найти опорные пункты в его сознании. Ведь тут личность еще не сложилась — получается так, что разрушение происходит раньше, чем выстроился характер.
Подростки не хотят лечиться добровольно. Обычно их приводят родители или милиция. И трудотерапию в том объеме, что у взрослых, к подросткам не применишь. А она-то так много решает! Помогает завод. Ребятам находят посильную работу, обучают простейшим ремеслам.
Но это только часть медико-педагогического комплекса. Ведь с каждым больным надо работать индивидуально, пытаясь подобрать ключик к его душе. Это непросто, но очень важно. Потому что конкретные и реально полезные рекомендации можно дать лишь при точном знании внутренней структуры подростка, причин и источников заболевания.
— Порой и так, и сяк говоришь с парнем — и все без толку, — рассказывает Петр Балашов. — Тут бы и призвать на помощь семью, но...
Да, как это ни горько, зачастую именно от семьи-то и приходится ограждать подростка. Иные «сердобольные» папы и мамы, навещая сына, приносят с собой бутылку или пачку сигарет. Получается: одни лечат, а другие калечат. С таким положением нельзя мириться.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Каменщица Калия Токтогулова: работа, увлечения, взгляды
Повесть
Спортивный автограф