Много интересных боевых эпизодов накопилось в памяти за время Великой отечественной войны. Но один из них запечатлелся особенно. Это операция по форсированию Днепра и закреплению плацдарма на правобережье.
Я командовал полком. Мы переправлялись через Днепр под огнём артиллерии и воздействием вражеской авиации. Самолёты беспрестанно кружились над нами. Мощные орудия всё время обстреливали нас. И всё же полк оказался ночью на правом берегу - именно в том месте. где было указано командованием и где этого меньше всего ожидали немцы.
Это было трудное дело, но мы справились с ним. Весь личный состав действовал уверенно, умело и самоотверженно. В бою за Днепр многие наши бойцы и офицеры показали высокие образцы отваги и героизма.
Новый год я встречаю в своей части вместе со старыми боевыми друзьями, с людьми, которые в суровые. военные дни сделались мне роднее и ближе всех на свете.
Мысли и желания наши едины. В 1944 году мы, вдохновляемые и направляемые полководческим гением нашего великого вождя Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина, будем бить немецких захватчиков ещё сильнее, ещё беспощадней, до тех пор, пока гитлеровская Германия не рухнет под тяжестью совершённых ею преступлений.
Наши новогодние планы просты: вперёд, на запад! Г. Савчук
С поразительной для военного времени быстротой, несмотря на огромные трудности, идёт восстановление разрушенных немецкими захватчиками городов и индустриальных центров нашей страны. Почти полностью разрушенный Сталинград уже насчитывает около. 200 тысяч жителей.
Нам предстоит грандиозная восстановительная работа, началом которой явятся регистрация разрушенных городов и селений, их описание и определение характера новой планировки, которая должна учитывать экономику всего района. Этой научно - исследовательской работой я предполагаю заняться в Академии наук СССР и Академии архитектуры.
Академия архитектуры уже приступила к планировке Сталинграда и Истры - прекрасного маленького городка Московской области, в декабре 1941 года дотла сожжённого гитлеровцами. Составлен проект Истры как города - здравницы для трудящихся столицы, составлены проекты новой застройки и планировки Сталинграда.
В отделении истории и философии Академии наук, где будет создан Институт истории искусства, я буду заниматься историей русской архитектуры, которая ещё недостаточно изучена и не приведена в научную систему.
Буду работать также над проектами отделки театра, построенного по моему проекту в Ташкенте. А. Щусев
В наступившем, 1944 году я собираюсь прежде всего закончить свой балет «Золушка», постановку которого Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова намечает осуществить этой весной. «Золушку» я пишу в тесном содружестве с балетмейстером, в традициях классического балета, стараюсь сделать музыку наиболее танцевальной. В ней много вариаций: самой Золушки, Принца, четырёх фей - Лета, Осени, Зимы и Весны, - несколько дуэтов, вальсов, мазурка, адажио. Мне хочется, чтобы действующие лица - милая, скромная Золушка, горячий принц, робкий папаша, злая мачеха, капризные вертушки - сёстры - выступали не как абстрактные персонажи, а как живые, чувствующие, переживающие и заставляющие зрителя переживать вместе с ними их горести и радости. Ставить балет будут Конст. Сергеев и Галина Уланова, они же исполнители главных ролей.
Параллельно с этим я предполагаю закончить начатую мною 8 - ю сонату для фортепиано в трёх частях, после чего примусь за 5 - ю симфонию.
В области кино мне предстоит завершить работу над музыкой к фильму «Иван Грозный», очень интересно задуманному Сергеем Эйзенштейном.
В наступающем году Большой театр Союза ССР будет работать над моей оперой «Война и мир». В Ленинградском театре имени Кирова в январе, помимо «Золушки», приступают к постановке двух моих вещей - одноактного балета «Шут», написанного в 1920 году на сюжет русской народной сказки, и лирико - комической оперы «Обручение в монастыре» по «Дуэнье» Шеридана.
Во время декады советской музыки солисты, хор и оркестр Большого театра исполнят в концерте мою оперу «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого, страницы которого, рассказывающие о героическом прошлом нашего народа, особенно близки нам сейчас, в дни Отечественной войны против германского фашизма. С. Прокофьев
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.