Пламя Всемирного фестиваля движения зажигает сердца всё новым поколения молодежи!

Владимир Аксенов|10 Октября 2017, 17:23
  • В закладки
  • Вставить в блог

Примечательно, что первый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Праге  стал самым продолжительным в истории фестивального движения — он длился почти 6 недель! В нём приняли участие. как упоминалось, 17 тысяч человек из 71 страны.

Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955).

VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал самым массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира, что на то время стало рекордом;  в пресс-центре были аккредитованы две тысячи журналистов.

На всех последующих фестивалях число участников было меньшим, однако рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

В то время в СССР слово «иностранец» не отличалось сильно от слов «враг», «шпион», за исключением разве что представителей соцстран. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков кожи.

 Благодаря фестивалю в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль  стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького  отменил плату за вход.

Фестиваль состоял не только из огромного числа запланированных мероприятий, но и из неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря во многом фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не вполне привечаемого тогда в СССР Ф.М. Достоевского.  Фестиваль изменил взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после Фестиваля.

Что касается второго Москоского фестиваля - ХII по счету, то не без оснований можно предположить, что большинство ветеранов Комсомола хорошо помнят его, а немало из них принимали и активное участие в его подготовке и проведении.

Для целей нашего повествования об истории фестивального движения и его особенностях уместным было бы подчеркнуть, что на основе системной  работы ВЛКСМ и КМО СССР в международном молодежном и студенческом движении, направленном на поиск объединяющих ценностей, на развитие культуры политического диалога, к  тому времени сложился, как принято говорить, консенсус широких политических сил молодежного движения по отношению к Фестивалю. Это выразилось прежде всего в богатом спектре организаций различной политической направленности ( не говоря уже о конфессиональных, национальных и культурных отличиях ), которые конструктивно и заинтересованно включились в процесс совместной подготовки этого Фестиваля и тем самым задали новую высоту планки фестивального движения. Что скрывается за этим словом "планка", можете вы спросить!? Отвечаем: расширившийся круг актуальных тем, прежде всего политических, которые волнуют молодежь планеты, возросшая духовная зрелость и ответственность, понимание естественности различий во взглядах на окружающий мир и стремление найти все же  - на основе  развивающейся культуры диалога - общий знаменатель для   совместных оценок и действий.

XIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1989 году "побил" два рекорда. Во-первых, он впервые прошёл в Азии. Принимала гостей фестиваля столица КНДР Пхеньян. Во-вторых, этот фестиваль стал самым представительным — в нём участвовали гости из 177 стран мира. Специально для фестиваля был построен грандиозный стадион Первого мая на 150 000 человек, который и по сей день остается самым вместительным стадионом Земли. Пхеньян стал самым восточным местом проведения Фестиваля за всю его историю.

В последнем десятилетии ХХ века произошёл самый длительный между фестивалями перерыв — около 8 лет. Благодаря настойчивости организаций — членов ВФДМ и поддержке кубинского правительства и лично Фиделя Кастро фестивальное движение было возрождено: в 1997 году состоялся XIV фестиваль в Гаване.

В 2001 году прошёл XV фестиваль в Алжире. Этот фестиваль стал первым, прошедшим в Африке. В этом фестивале приняло участие наименьшее число участников за всю историю фестивального движения — 6500 человек.

XVI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Каракасе (Венесуэла) в 2005 году. В нём приняло участие 17 тысяч человек из 144 стран.

XVII ВФМС успешно прошёл в Претории, ЮАР 13-21 декабря 2010 года. Место проведения стало самым южным за всю историю фестивального движения.

XVIII ВФМС состоялся в Эквадоре в декабре 2013 года, собрав свыше 8 тыс. участников из 88 стран. Фестиваль проходил в экзотических условиях: в высокогорном районе на площадке бывшего аэродрома столицы республики Кито, на высоте около 3 тыс. метров над уровнем моря. Таким образом, это был, в контексте некоторых наших ремарок, самый высокогорный фестиваль.

Даты и место проведения предстоящего XIX Фестиваля, а также его логотип (эмблема) и девиз «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!» были утверждены на первой международной подготовительной встрече к XIX ВФМС в Каракасе (Венесуэла) 5 июня 2016 г. Также было решено, что Фестиваль впервые в истории пройдёт 14-22 октября 2017 г. в двух городах: в Москве ( парад делегаций) и Сочи (сам фестиваль); символами Фестиваля определены Эрнесто Че Гевара и Мохаммед Абдельазиз. Впоследствии на третьей международной подготовительной встрече в Коломбо (на Шри-Ланке) в мае 2017 года было решено, что XIX ВФМС посвящается Фиделю Кастро в знак признания его вклада в фестивальное движение.

Напомним также, что бессменной музыкальной эмблемой всех фестивалей был и остается Гимн демократической молодёжи мира, который звучит все так же волнующе и страстно в сердце каждого человека, гордящегося пройденной им школой борьбы и созидания в Ленинском  комсомоле (музыка Анатолия Новикова, текст Льва Ошанина). Гимн впервые прозвучал в 1947 году на Страговском стадионе в Праге на открытии I Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Авторы этого замечательного Гимна - Лев Ошанин (текст) и Анатолий Новиков (музыка).

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Валерий Золотухин: "Неизвестно, где успех подстерегает..."

21 июня 1941 года родился Валерий Золотухин

Байрон

22 января 1788 родился Джордж Гордон Байрон

Эльф с глазами олененка

4 мая 1929 года родилась Одри Хепберн