В тихом зеленом уголке старого Веймара стоит небольшое двухэтажное здание с мансардой. Здесь жил и умер Фридрих Шиллер - великий немецкий поэт, который наряду с Гете был выразителем чаяний своего народа. Белинский называл его «благородным адвокатом человечества».
Войдем в узкие двери Дома Шиллера - так называют веймарцы музей поэта. Тысячи посетителей проходят ежегодно по этим небольшим светлым комнатам, поднимаются по тесноватой лестнице на второй этаж, и все - таки кажется, что именно вам и тем, кто пришел сегодня с вами, сам Шиллер разрешил побыть у себя. Это чувство возникает уже в вестибюле музея, где великолепный мраморный бюст поэта, сделанный еще при его жизни, встречает вас у входа.
Вот рабочая комната Шиллера. На небольшом столе стоит старинный маленький глобус с медной оковкой, в углу поблескивает эфес шпаги поэта, на стене его любимые гравюры, над клавесинами - студенческая гитара, у изголовья кровати - столик со свечой. Глядя на все эти вещи, особенно отчетливо представляешь себе живого Шиллера - вечно юного поэта, мечтателя и борца.
Вот на этом письменном столе девятого мая 1805 года, в день смерти поэта, родственники нашли листок с отрывком из последнего его произведения - незаконченной драмы «Деметрий», в котором были такие строки:
... О. для чего же здесь с тоской - печалью безмерной в заточении я гибну?
Шиллер родился в 1759 году в семье мелкого чиновника, который во всем зависел от своего повелителя - вздорного самодура герцога Вюртембергского. По воле герцога, самовластно распоряжавшегося судьбой подданных, Фридрих Шиллер должен был стать слушателем военно - медицинского училища, а затем начать службу в армии. Карликовое герцогство Вюртемберг граничило с такими же мелкими феодальными государствами, на которые делилась Германия в конце XVIII века. В соседнем герцогстве, до которого было несколько часов ходьбы, Шиллер считался уже иностранцем.
Тяжело было немецкому народу, изнывавшему под игом феодалов, лишенному национального единства. Шиллер остро переживал губительные последствия раздробленности Германии. Он вынужден был тайно бежать из Вюртемберга: герцог запретил ему заниматься литературой.
Широкую известность принесла Шиллеру его первая драма - «Разбойники». Герой этого произведения, храбрый и великодушный юноша Карл Моор, встав во главе ватаги обездоленных людей, мстил князьям и их чиновникам за притеснения и обиды. Немецкая молодежь с восторгом встретила появление этой драмы, смело обличавшей аристократов, учившей любить простой народ, звавшей на борьбу против угнетения. «Против тиранов!» - таков был эпиграф пьесы. Он прозвучал как боевой призыв, услышанный во всех концах Германии.
Трудно сложилась дальнейшая жизнь поэта. Он испытал немало лишений, отдавая все свое время напряженному творческому труду. Нередко Шиллер вынужден был отрываться от своих поэтических замыслов, чтобы обеспечить семье кусок хлеба. Во многих письмах поэт с горечью признавался, что ему приходится бороться с нуждой. В тяжелых условиях им были созданы бессмертные стихи, исторические исследования, которые могут служить образцом немецкой прозы, драмы, пользующиеся огромной популярностью у зрителей.
Герои Шиллера страдают и гибнут, но остаются верны своим гуманистическим идеалам. Таковы Фердинанд Вальтер, молодой знатный офицер, порывающий со своей средой и объявляющий ей войну (драма «Коварство и любовь»); юный воин Макс Пикколомини, предпочитающий смерть примирению с низкими, своекорыстными политиками - торговцами родиной (трилогия «Валленштейн»). Таковы республиканец Веррина, убивающий своего друга Фиеско, который стал врагом свободы (драма «Заговор Фиеско в Генуе»), и швейцарский патриот Вильгельм Телль, поднимающий земляков на борьбу с иноземными феодалами (драма «Вильгельм Телль»).
Не менее замечательны и женские образы Шиллера. Обаятельная женственность сочетается в них с готовностью совершить героический поступок. Эти черты мы видим и в Луизе Миллер, возлюбленной Фердинанда Вальтера. Ее, простую немецкую девушку, не сломили ни подкупы, ни угрозы врагов - аристократов и их пособников. Героизм, душевная чистота, глубокая любовь к родине присущи французской крестьянке Жанне д'Арк, героине драмы «Орлеанская дева».
Знакомясь с произведениями Шиллера, мы чувствуем всю силу его живого, вольнолюбивого таланта. Особенно актуально звучит теперь призыв поэта бороться за лучшее будущее немецкого народа, за его единство и свободу. Вместе с тем Шиллер подчеркивал, что добиться свободы и счастья немцы смогут только в согласии с другими народами. Об этом прекрасно сказано в одном из его лучших стихотворений «Гимн к радости»:
Обнимитесь, миллионы, Слейтесь в радости одной!... Стойкость в муке нестерпимой, Помощь тем, кто угнетен, Силы клятвы нерушимой - Вот священный наш закон!
Творчество Шиллера, пафосом которого, по словам Чернышевского, является «пламенное сочувствие всему, чем благороден и силен человек», по праву вошло в сокровищницу мировой культуры. Человечество чтит память Фридриха Шиллера. По решению Всемирного Совета Мира, в этом году широко отмечалось стопятидесятилетие со дня смерти великого немецкого поэта.
... Покидая музей, мы встретили шедшую нам навстречу группу солдат и офицеров Советской Армии. Работники Дома Шиллера тепло приветствовали их. И это понятно. Они здесь желанные гости: в 1945 году советские воины активно помогали восстанавливать здание музея, поврежденное американскими бомбами.
Немало русских людей посетило Дом Шиллера, чтобы поклониться памяти великого немецкого поэта. Экскурсовод рассказывает, что еще в 1813 году, когда русские и немецкие войска освобождали Германию от французских оккупантов, русские офицеры навещали осиротевший дом поэта, беседовали с его вдовой, осматривали библиотеку.
... Уходя, мы в последний раз оглядываемся, прощаясь с Домом Шиллера и его посетителями - простыми тружениками Германской Демократической Республики.
Экскурсовод начинает новую беседу. Светловолосый юноша со значком Союза Свободной Немецкой Молодежи и сержант Советской Армии, стоя рядом, с интересом рассматривают выцветшие переплеты книг XVIII века, к которым прикасалась рука Шиллера. Скромный дом великого поэта всегда открыт для его подлинных друзей - честных людей, отстаивающих дело мира.
Веймар - Москва.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.