Певый фабзавуч

А Баутин| опубликовано в номере №207-208, ноябрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1816 году ситцевый фабрикант Прохоров открыл при своей фабрике, на Пресне, «первую приготовительную к ремеслам фабрику».

Вопрос с подготовкой рабочей силы - и даже наем простых рабочих – в эпоху феодально-крепостнического строя был самым трудным вопросом для фабрикантов.

Но руководимый «змеиной мудростью» Прохоров рискуя капиталом, обучил фабричных мальчиков грамоте и через десяток лет имел «своих» резчиков, красковаров, красильщиков, рисовальщиков, набойщиков узоров и прочих «умельцев ситценабивного дела».

Проследим рождение «фабзауча» на Прохоровке с самого начала.

Фабрики красного товара

Возникновение у нас хлопчатобумажных фабрик относится к началу 18 - го столетия. Известно, например, что в 1729 году в России их было две, а в 1762 году - уже девятнадцать.

Однако впервые возникли не ткацкие, а ситценабивные фабрики для набойки «всяких рук ситцев, выбоек и платков как на ввозном из - за моря бумажном товаре, так и на российском льняном полотне». Первыми владельцами фабрик были крепостные крестьяне, получившие навык в кустарном ремесле. Крепостничество не помешало им скопить огромные капиталы. Многие платили высокий оброк помещику и даже завели своих крепостных. Например, владельцы «мануфактур» Горелин и Грачев имели своих крепостных, когда еще сами были на оброке у графа Шереметева.

Основателем Прохоровской Трехгорной мануфактуры был тоже крепостной «Иван Прохорова, сын Прохорова». Долгие годы он был сторожем в Троице - Сергиевской лавре и мод крылышком «угодничка» сколотил немалую деньгу, принимая доброхотные даяния купцов - богомолов. Когда у монастырей были отобраны вотчины, Прохоров записался и купцы в 1799 году открыл на Пресне фабрику. Рабочие нанимались им из беглых и оброчных крестьян, работали даже пленные турки и нищие. Фабриканты не раз подавали жалобы в Сенат, плакались, что нет мастеровых и что помещик, когда хочет, отзывает своих оброчных. Наконец Сенат издает указ:

«Всем работным людям, чьи бы они ни были, хотя бы и беглыми явятся, но которые до этого времени очутились на фабрике и обучались мастерству, быть вечно на этих фабриках».

Фабриканты вздохнули. Они прежде брали у помещика рабочих напрокат, а теперь рабочий прикреплялся к фабрике «вечно» со всем своим потомством.

Но указ касался только «обученных», и Прохоров, чтоб законно закрепить за фабрикой рабочую силу, набирает 180 человек подростков, детей рабочих, и обучает их грамоте и ремеслу.

«Вечно быть при фабрике»

Принимая в «приуготовительную к ремеслам» школу, Прохоров заключал с отцом мальчика кабальный договор.

До наших дней сохранился подлинник такого договора с Иваном Хвостовым. Вот текст:

«1839 года, апреля 1 - го дня я, нижеподписавшийся, Иван Андреев Хвостов, заключил сие условие с купеческими сыновьями бр. Прохоровыми в том, что отдал я им малолетнего сына своего Василия в научение набойному мастерству и нужным для сего наукам на пять лет, на всем хозяйском содержании со следующим при этом договором:

1. Сыну моему находиться у хозяев и мастеров в полном послушании, в случае неповиновения имеет право его наказать.

2. Хозяйскую одежду сохранять в чистоте и целости и без позволения никуда от двора не отлучаться.

3. За научение мастерству и содержание сын мой обязуется отжить и отработать пять лет.

4. Предоставляется бр. Прохоровым право за излишеством народа передать его «другому достойному хозяину». Указанный здесь Василий основательно «отжил», проработав на фабрике 70 лет. Его одноклассник Н. Васильев «отжил» 67 лет. В. Павлов доработался до того, что умер в воротах фабрики.

Отработав за ученье, молодой рабочий не уходил с фабрики. Человек, как кошка, привыкает к месту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены