Как обучались ребята в школе и ига они делали на фабрике? Какова была производственная и учебная программа?
На это отвечают очерки современников, записи и архивы школы и фабрики.
В 1818 году Маслов писал в «Северной пчеле»:
«С давних пор в Москве, у Трехгорной заставы, существует заведение, способствующее обучению многоразличным мастерством ситцепечатного дела. Это - школа при фабрике Прохоровых; фабричные мальчики половину дня обучаются закону божьему, арифметике, русскому языку, рисованию линейному (черчению) и рисованию узорчатому. Другую половину дня занимаются на фабрике. Школа помещается при фабрике в отдельном светлом помещении. Столуются ученики при школе. Ложки, тарелки и миски - деревянные: ни в чем блеску и роскоши нет. За обедом ученик вслух читает «Житие святых». Мы зашли в спальню. Это нары, разделенные досками четверти на две в вышину, определяя каждому место для сна».
Маслов остался доволен и закончил свое описание так: «Как все просто и уютно придумано! В наше время, когда на Западе земля стонет от неистовства фабричных пролетариев, мы с благодарностью повторяли: вот воспитание, которое дают ученикам бр. Прохоровы, соединено с трудолюбием и основано на христианских началах, без которых мятутся и разгружаются гражданские общества на западе Европы».
В то время учебных мастерских конечно не было. Все ученики (от 10 до 14 - летнего возраста) проходили учебу в цехах, т.е. работая подручными мальчиками.
Центром фабрики 100 лет назад были три корпуса, где работали набойщики. Корпуса эти, или, как их называли «кирпичные покои», были теплые и сухие и имели во все стороны окна, у которых стояли столы - верстаки.
Для набивки ситцев и платков верстаки покрывались в 2 слоя солдатским сукном. Под потолком, над верстаками, имелись гладкие жерди - вешала, на которые подвешивалась материя для просушки. Чтоб краски не подтекали на набитом товаре, помещения были всегда жарко натоплены и сухи. Уксусная кислота, на которой растворялись краски, испарялась, отчего в «покоях» была духота.
Около набойщика стоял окоренок с затушенной крахмалом краской. Набойщик расстилал на верстаке товар, брал «манер» (деревянное клише с вырезанным на нем рисунком) и мазал краской. Потом клал «манер» на товар и отбивал рисунок «киянкой» (деревянным молотком). Так набойщик отбивал пядь за пядью весь кусок. Высушенный на ее шалях товар шел на ворот, где ситец «растягивали» по длине. Искусству набойщика главным образом и учились молодые рабочие, ученики школы. Набивка узоров, например, на мебельных тканях и «персидских» платках, велась в несколько проходок: сколько цветов - столько «манеры». Некоторые («саксонские») товары имели от 8 до 12 колеров - столько же раз набойщик набивал и сушил весь кусок. На двух набойщиков полагался один ученик, который сушил, растирал краски, сортировал «манеры». Из присмотревших к делу ребят выходили кадры молодых набойщиков.
Краски и протравы для набойной готовились в красковарке, где было всегда не менее десятка учеников - будущих красковаров. Красковарка, или «секретная», в то время (т. е. около 100 лет назад) имела вид своеобразной кухни.
По середине - огромная плита, в ней вмазаны котлы для кипячения воды, для варки крахмала и аварийской камеди (загустка). Глиняные тазики с приготовленной краской, банки, весы, бочонки со спиртом и дубовые кадки для «жижки» (раствор уксуса) и целый букет сносшибательных запахов и паров - вот обстановка красковарки.
В то время товар набивался красками и протравой («мордам»). Такой товар поступал в красильное отделение. Тут для закрепления мор - дана товар пропускался через ванну с раствором коровьего помета. Потом ситец промывался и уже после этого выкрашивался в банях и красильных бараках.
Окрашенный товар отправлялся для окончательной промывки в москворецких водах. В то время на середине реки стояли плоты, куда рабочие подвозили на лодках товар для промывки.
Товар, который предназначался в продажу без расцветки (миткаль, полотенца, платки), замачивался в деревянных кубах, потом его кипятили в щелоках. После этого товар расстилался на лугу, где под действием света, воздуха (озона) и воды принимал белый цвет (беление по росе). Готовый ситец для глянца и плотности крахмалили и пропускали через горячие медные валы (горячий галандр).
Все эти операции требовали обученных мастеров. Ученики проходили курс прямо на производстве и по окончании школы составляли постоянный кадр квалифицированных рабочих Прохоровской фабрики.
Рисунки прохоровских ситцев восточного типа («огурчиками») имели большой успех у окраинных народов России: у киргизов, узбеков, бухарцев. Цыганки - кочевницы рядились в цветастые ситцы прохоровской набивки.
Удивительным творцом рисунка был Тарас Егорович Марыгин. Этот художник - самородок придал особый интересный облик товарам на целое столетие.
Тарас был выучеником школы «Первого фабзавуча» и проработал более пятидесяти лет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.