Освобожденный Китай

О Чечеткина| опубликовано в номере №552, май 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

I. Народ и его армия

Если вам доведётся встретить бойца Народно - освободительной армии Китая, у него на фуражке вы увидите два иероглифа, которые означают: «Первое августа». Это день рождения Китайской народной армии.

1 августа 1927 года в городе Наньчане, в провинции Цзянси, было поднято восстание против гоминдановской клики Чан Кай - ши. Восстание возглавлял нынешний главнокомандующий Народной армии Чжу Дэ. С тех пор Народная армия Китая прошла большой и славный путь борьбы за освобождение своего народа. Армия с боями совершила свой великий поход с юга Китая в его северо - восточные районы. В городе Яньнане, тогдашнем революционном центре Китая, была создана военная академия, которая готовила кадры для Народной армии.

Все эти годы освободительной борьбы китайская армия была тесно связана с народом, она вышла из самого народа, её создала и воспитала Китайская коммунистическая партия. В дни партизанских боёв крестьяне снабжали армию продовольствием, ряды бойцов непрерывно пополнялись новыми добровольцами, которые шли из народных масс. И вот теперь, после освобождения Китая, встретились те, кто боролся за свободу своего народа в рядах армии, и те, кто был партизаном - верным товарищем и помощником Народной армии.

Чын Бан - хуну всего шестнадцать лет, но за плечами у него несколько лет партизанской борьбы. Есть о чём побеседовать с бойцами Народной армии, у которых он сейчас гостит!

Когда Народно - освободительная армия начала своё генеральное наступление, освобождая одну провинцию за другой, она опиралась на помощь и поддержку всего народа. Тысячи крестьян подносили к линии фронта корзины с рисом для питания бойцов. Зачастую в боях принимало участие и местное население. Во время переправ через большие бурные реки жители прибрежных деревень приводили для армии сотни джонок и барж.

И армия платит народу такой же любовью и заботой. Молодые бойцы пришли помочь крестьянам в горячую пору уборки урожая. Быстро и ловко убирают бойцы рис, недаром они сами крестьяне.

Приходилось ли вам когда - нибудь видеть, как плачет солдат? Скупые и трудные слёзы пробиваются из глаз, видавших немало горя, не раз смотревших в лицо опасности и самой смерти. И если плачет солдат, то значит встретился он с такими людскими страданиями, с таким горем, что выдержать их не может даже его закалённое в борьбе сердце.

В каждом городе, в каждой деревне солдаты Китайской народной армии встречали горе и муки людей. Вокруг каждого солдата собирались освобождённые жители, чтобы излить тоску своего сердца, рассказать о пережитых мучениях. В одной деревне гоминдановцы отняли у крестьян всю землю, убили всех членов крестьянского комитета, молодую девушку сначала долго мучили, а потом положили головой в костёр. Тринадцатилетнего мальчика подвесили на дереве и жестоко избивали за то, что он состоял в молодёжной организации, а когда ему удалось бежать, гоминдановцы забили бамбуковыми палками насмерть его старую мать... А сколько ещё таких деревень!.. Плачут жители деревни, скупыми слезами плачет солдат. Но это последние слёзы страданий, они перемешаны уже со слезами счастья обретённой свободы.

У дома старого крестьянина, где в эту ночь стояли солдаты, происходит небольшое препирательство: солдат хочет заплатить за разбитую чашку, а старик отказывается взять деньги и даже сердито приговаривает: «Что ты надумал, парень?.. Мы все - одна семья... Препирательство совсем небольшое, но в нём заложен огромный социальный смысл.

Разве возможно было увидеть подобную сцену в китайской деревне в дни гоминдановского режима? Когда гоминдановский солдат приходил в деревню, крестьяне рассыпались, как перепуганные птицы, прячась в хатах и бамбуковых зарослях. Грабеж, убийство, надругательство - вот бандитская мораль гоминдановцев. Даже английский журналист О. М. Грин, находившийся в Шанхае во время его освобождения, вынужден был, хотя и сквозь зубы, признать: «Китайская армия, которая не грабит захваченный ею город, - это нечто новое в Китае». О том, что представляет собой Народно - освободительная армия, лучше всего можно судить по тем «Восьми правилам», которые были изданы командованием армии и стали законом для каждого солдата. Вот эти правила: 1. Если ты используешь дверь крестьянского дома, чтобы на ней спать, повесь дверь на место, прежде чем уйти из деревни. 2. Раньше, чем уйти, свяжи солому, на которой ты спал, и отнеси её туда, где взял. Ставь на место всё, что берёшь. Перед уходом подмети пол. 3. Будь скромен, правдив и приветлив. 4. Никаких конфискаций. Плати по рыночным ценам за всё, что ты покупаешь. 5. Если ты что - нибудь одолжил, - верни. 6. Если ты причинил убытки, - возмести их. 7. Не загрязняй деревню. Вырой для себя ровик. 8. Не докучай женщинам. Не купайся голым там, где они могут тебя увидеть.

В этих правилах заложена высокая моральная чистота Народной армии Китая.

Уже полностью очищен от гоминдановских реакционных армий континентальный Китай. Недавно освобожден остров Хайнань. Но ещё предстоит борьба за полное освобождение всего Китая, включая остров Тайван (Формоза) и Тибет. Поэтому население Китая живёт девизом «Всё для армии, всё для полной победы!». Армию надо обувать и одевать. Крестьянки многих деревень начали движение за изготовление обуви для армии. Она не ахти какая, эта обувь, - мягкие верёвочные или матерчатые туфли. Но благодаря заботам населения армия не испытывает недостатка в обуви.

Швейная фабрика, которую вы видите на снимке, находится в городе Дайрене. Она изготовляет обмундирование для армии. Рабочие фабрики соревнуются за высокую производительность труда, за лучшее качество продукции, за экономию материала. В конце каждого месяца победителям в соревновании присуждается Красное знамя. Так армия рабочих вместе с армией солдат борется за полное освобождение Китая.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мыслитель и борец

Речь, произнесённая на учёном совете Тимирязевской сельскохозяйственной Академии, посвященном 30-летию со дня смерти К. А. Тимирязева