Маленький приморский городок Феодосия - родина первого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Первые детские впечатления художника были связаны с морем. Оно входило в быт городка и определяло весь уклад его жизни. С утра приходил Ваня Айвазовский с другими ребятами на берег моря. Они встречали баркасы рыбаков, вернувшихся с лова. Вечерами он слушал рассказы о жизни в море, о борьбе рыбаков с волнами во время бури. Здесь же он услышал и рассказы о подвигах русских военных моряков, о Лазареве и Казарском, о славных битвах корабля «Азов» и брига «Меркурий» с турецкими судами.
Природа родного края, широкие морские просторы питают творчество Айвазовского и определяют его путь в искусстве. Развитие дарования Айвазовского шло необыкновенно быстро. Его приветствуют Крылов, Жуковский, его приближают к себе Брюллов, Глинка, его представляют Пушкину.
Айвазовский блестяще окончил академический курс и, как выдающийся ученик, был командирован за границу.
Но европейская слава не прельстила Айвазовского. Он нашёл благовидный предлог и на два года раньше срока вернулся на родину. Он не остался в Петербурге. Его влекло в Феодосию, он мечтает о трудовой жизни в своём маленьком городке, он хочет жить «там, где море вечно плещет».
В Феодосии на самом берегу моря он строит дом и навсегда поселяется в нём. Отсюда почти ежегодно он отправлял выставки своих картин в Петербург, Москву и другие города. Здесь им написаны и прославленные его картины - «Девятый вал» и «Чёрное море».
Айвазовский претворил в своём творчестве море во всех его состояниях. Оно по - разному показано и в этих двух картинах. В картине «Девятый вал» Айвазовский изобразил раннее утро на океане. Ночью была буря, волны разбили корабль. Уцелела маленькая горсточка смельчаков, ищущих спасения на обломках мачт. Поднялся огромный девятый вал и грозит им гибелью...
Несмотря на драматизм положения, Айвазовский светлым, ярким, мажорным колоритом картины сообщает ей бодрый, жизнеутверждающий характер. Художник - гуманист показывает борьбу человека со стихией и вызывает в нас уверенность в том, что победит человек.
Иного содержания картина «Чёрное море». Она лишена внешних эффектов и прекрасна в своей простоте, как сама жизнь. На ней изображено открытое море. Мерной чередой идут одна за одной прозрачные синие волны. Художник с удивительным проникновением сумел понять и передать величественный ритм движения волн, «дыхание моря». Он показал необъятность его просторов и потенциальную мощь стихии.
«Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся», «это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю...» - писал о ней И. Крамской.
В своём творчестве Айвазовский широко отразил героические подвиги русского флота. Уже смолоду он числился в списках флота, как художник Главного морского штаба. Он был близок с выдающимися флотоводцами Лазаревым, Корниловым, Нахимовым, Истоминым. Он изобразил наиболее крупные морские сражения: «Чесменский бой», «Наваринский бой», «Синопский бой», «Бой брига «Меркурий» и много других.
Айвазовский был патриотом своего города. Много энергии, средств, труда и любви он отдал ему. С именем Айвазовского связаны все крупные мероприятия, направленные на культурный рост и экономический расцвет города.
В Феодосийской галерее можно проследить все этапы творческого развития мастера, начиная от детских опытов и до последней, неоконченной картины, начатой им в день смерти.
В этой картине Айвазовский опять вернулся к своей любимой теме. Он изобразил взрыв турецкого корабля, подорванного русскими моряками.
Подводя итоги пятидесятилетней творческой деятельности великого русского мариниста, И. Крамской сказал: ««Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины... и не только у нас, а и в истории искусства вообще».
Значение этой оценки творчества Айвазовского осталось в полной силе и в наши дни.
Творчество Айвазовского широко популярно, Его знают и любят советские люди.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.