«Шла дивизия вперёд...»
И, чувствуя, как устанавливается у ней контакт с усталой колонной, девушка, закрыв глаза, уже тише и мелодичнее вывела:
«Чтобы с боя взять Приморье,
Белой армии оплот»
Эти последние слова утонули в пронзительном, лихом, разбойном свисте. Засунув два пальца в рот, сверкая белками глаз, свистел Чёрный, вовсе позабывший, должно быть, в эту минуту о своих ранах.
Новая песня, которую все знали, захватила колонну, и девичий голос, взмывавший над остальными в начале куплета, тотчас же тонул в сотнях хриплых, усталых голосов, которыми, как казалось, гудела сама эта душная, пыльная мгла.
Девушка чувствовала теперь связь со всей колонной, вытянувшейся далеко вперёд и назад. И, чувствуя власть, которую давала ей песня, власть побеждать усталость, жару, жажду, власть бодрить, вселять уверенность, Муся старалась, чтобы песни не стихали, и самозабвенно заводила их одну за другой.
Сначала перепели любимые предвоенные песни: «Катюшу», «То не тучи грозовые облака», «Три танкиста», «В путь - дорогу дальнюю». Потом партизаны постарше завели «Кузнецов», «Отряд коммунаров», «Паровоз», «Смело мы в бой пойдём» и даже старую, давно позабытую «Комсомольскую», у которой Муся знала один только удалой и не очень вразумительный припев: «Сергей поп, Сергей поп, Сергей валеный сапог». Потом, когда и эти песни иссякли, придвинувшись к госпитальной фуре, старики из деповских мастеров и бригадиров завели «Коробочку», «Златые горы», «Потеряла я колечко», «Маруся отравилась» и даже солдатскую с припевом «чубарики чубчики», слова которой заставили Мусю покраснеть.
Многих из этих старых песен девушка даже и не слыхивала. Запевали другие. Песни, казалось, рождались сами, и Муся, схватив мотив, подтягивала без слов, думая о том, как хорошо всё - таки, что она настояла на своём и пошла в музыкальный техникум, как славно быть певицей у такого чудесного народа.
Давно ли девушка, как переспевший колос, клонилась к земле под непомерной тяжестью ноши. И вот она уже идёт бодро, прямо, даже не держится за подводу, идёт, позабыв о трудностях предстоящих испытаний, обдумывая своё будущее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.