Солнечным осенним днём на зелёном просторе Воробьёвых гор встретились после летних каникул друзья - одноклассники. Где - то далеко внизу видна светлая излучина Москвы - реки. За нею в туманной дымке лежит огромный город. Ещё зеленеет листва берёз, чист воздух. Звучит детский смех, не утихают рассказы о многочисленных событиях прошедшего лета.
На этой поляне начинается действие пьесы, раскрывающей жизнь одной комсомольской группы московской школы.
Пьеса молодого драматурга А. Симукова «Воробьёвы горы», поставленная на сцене Московского театра драмы и комедии, рассказывает о чистоте морального облика нашего юношества. В центре её судьба Лёвы Зарубеева, юноши гордого и самолюбивого, вспыльчивого и увлекающегося. Лёва в войну потерял родителей. На его попечении остался младший брат - пятиклассник Колька, книголюб и фантазёр. Братья живут трудно: надо не только учиться, но и зарабатывать на жизнь.
Лёве кажется, что всякая помощь им со стороны других людей оскорбительна, потому что в этой помощи, по его мнению, всегда присутствует жалость, а жалость он ненавидит пуще всего. Поэтому он категорически отклоняет любой вид вмешательства в его дела. Не обладая уменьем взвешивать свои поступки, внутренне недисциплинированный, Лёва «срезывается» на осенней переэкзаменовке. Мало этого: он ещё оскорбляет принимавшего экзамен педагога. Отказавшись от помощи товарищей, директора, Лёва решает покинуть школу и поступить на работу. Но судьба Лёвы Зарубеева не является его личным делом. Она становится делом многих советских людей - его товарищей, комсомольцев, директора, педагогов. Всех их объединяет одно чувство - желание помочь Лёве найти настоящий выход, дать ему возможность закончить десятый класс. И эта борьба за судьбу одного человека становится борьбой за воспитание в каждом из героев пьесы основ коммунистической морали.
Наиболее показательна в этом смысле история, происшедшая с другим учеником - Борисом Граматчиковым. Круглый «пятёрочник», первый кандидат на золотую медаль, избалованный успехами, Борис привык считать себя умнее всех своих товарищей. Этот эгоизм, ложное чувство мнимого превосходства приводят его к тому, что юноша направляет все свои устремления лишь к одной цели - во что бы то ни стало достичь личного успеха. Ради этого он уклоняется от участия в общественной жизни школы, принимает как должное хлопоты матери, старающейся избавить его от любых, даже самых мелких, домашних забот. Он отказывается помочь Лёве, прикрывая свой отказ самонадеянными рассуждениями о воспитательном значении самостоятельной работы. Такое поведение Бориса приводит к тому, что он оказывается в полном одиночестве: товарищи порывают с ним дружбу. И здесь на помощь приходит коллектив - школьники, учителя. Они возвращают Бориса к активной общественной жизни.
Побеждает комсомольская дружба. Она побеждает благодаря любовному партийному руководству школой со стороны директора и старых педагогов. И в этом отношении большая удача автора и постановщика пьесы - образ директора школы Ивана Александровича Громадина (артист В. Кабатченко). Собранный, чуткий, целеустремлённый, он неуклонно борется за то, чтобы воспитать из своих питомцев настоящих, полноценных советских людей. Этому делу он отдаёт всю свою незаурядную энергию и талант, всю свою большевистскую страстность, всё богатство своей души.
Среди других исполнителей необходимо отметить О. Комиссарова, верно и убедительно изображающего сложный характер Лёвы Зарубеева. Не менее сложную роль -
Бориса - ведёт артист В. Рабкин. Его герой обладает той счастливо найденной типичностью, которая придаёт созданному артистом образу жизненность и правдивость. Но нам кажется, что правильно намеченный в пьесе путь перевоспитания Бориса всё же ещё не нашёл нужного сценического воплощения. Слишком легко происходит этот перелом в сложном характере Бориса. Эта досадная недоработанность некоторых образов пьесы ещё более заметна в роли Тани - девушки - санинструктора, воевавшей вместе с Громадиным и пришедшей в школу, чтобы закончить прерванное войной образование. Искренность и талантливость актрисы М. Докторовой не могут скрыть надуманность действий героини, роль которой она исполняет. Автор наделяет её совсем несвойственными ей чертами упадка и безволия. Этот мнимый «драматизм» приводит к искажению жизненно - правдивого образа советской девушки, энергичной и смелой.
Но эти отдельные недостатки, к счастью, немногочисленны и легко устранимы совместными усилиями автора и театра. В целом же спектакль представляет собой жизнеутверждающее поэтическое произведение, горячо и страстно рассказывающее о борьбе школы за воспитание нового поколения, достойного великой эпохи строительства коммунизма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.