Первые шаги большевика

Ю Либединский| опубликовано в номере №560, сентябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Глубокую благодарность чувствует каждый советский человек к тем борцам за нашу сегодняшнюю счастливую жизнь, которые ещё при царизме собраны были Лениным и Сталиным в мужественную когорту партии большевиков. Мы и сейчас видим этих людей на ответственных постах в партии и в правительстве. И понятно, что советским людям младшего поколения хочется заглянуть в прошлое этих замечательных деятелей, подробнее узнать, каковы были они в дни своей ранней молодости, как вступили они на путь революционной борьбы, росли и воспитывались партией в борьбе с самодержавием и капиталом.

... На грязной палубе парохода «Граф Лев Толстой», предназначенной для самых бедных пассажиров, едет мальчик в ярко - красной рубашке, «лет шестнадцати, с круглым и загорелым лицом. густо усеянным веснушками, погружённый в чтение». Так начинается повесть П. Бляхина «На рассвете»,

Павел, впервые едущий в город из села, - главный герой этой автобиографической повести. А читает он, или, точнее сказать, перечитывает роман Войнич «Овод». Книга эта - о борьбе итальянских республиканцев - патриотов за освобождение и объединение своей родины - играет немалую роль в судьбе юноши и в сюжете повести.

Жизнь маленького Павла сложилась так тяжело, что ещё в ребяческом возрасте Павел твёрдо решил поскорее «переселиться в рай». Для этого нужно умереть. И мальчик сам вырыл себе могилу, устелил дно «для мягкости» соломой, лёг в неё и стал ждать смерти. Однако появление серого волка, подошедшего к могиле, заставило наивного самоубийцу со всех ног кинуться обратно в объятия жизни. «Так серый волк спас меня от смерти. теперь уж ничего не поделаешь. надо жить...» - говорит автор. Неуловимая усмешка чувствуется в этих словах, и, сколь ни тяжелы были испытания, которые выпали на долю Павла, бодрая усмешка освещает каждую строку этой книги.

В повести показано, как в душе мальчика вырастает жажда иной, светлой жизни, как неутомимо ищет он эту светлую жизнь везде и повсюду - в школе, в церковном хоре, как от грамоты он переходит к чтению Гоголя. Пушкина. К приезду новой сельской учительницы. Веры Сергеевны. Павел прочёл так много, что поразил её своей начитанностью.

Из рук Веры Сергеевны и получил Павел книгу «Овод». Учительница не случайно дала Павлу эту книгу. Она социал - демократ, одна из активных участниц подготовки первой русской революции 1905 года. По призыву своей революционной наставницы Павел уезжает в Астрахань.

И вот Павел на пароходе снова перечитывает любимую книгу. Он мечтает совершить подвиг, на какой не отважился бы и сам Овод: «Он убьёт царя. Кровопийцу царя Николая II и всех его министров». Повесть показывает, как в огне революционной большевистской работы испепеляются эти наивные планы Павла и всё более отчётливо проявляется строй души будущего большевика. Чтобы скрыть местонахождение подпольной типографии, Павлу нужно прыгнуть с чердака трёхэтажного здания. Рискуя разбиться насмерть, юноша прыгает, и только случайность (под окнами оказалась большая куча навоза) спасает ему жизнь.

Старшие партийные товарищи строго воспитывают молодого большевика. Самоотверженная готовность к подвигу, сдержанность и находчивость конспиратора, постоянная скромность и стойкость при любых, самых трудных обстоятельствах - таковы требования, которые предъявляются революционеру.

Воспользоваться во время представления оперы «Евгений Онегин» выстрелом в сцене дуэли и забросать зрительный зал прокламациями, или навести на ложный след шпионов и этим дать возможность товарищам спокойно отпраздновать революционную маёвку, или вовремя обнаружить за собой слежку и умело выбраться из неё, или, наконец, «обыграть» свою до крайности моложавую наружность и этим усыпить подозрения пристава, производящего обыск, - таков далеко не полный перечень поступков молодого большевика.

В повести описаны и переодевания, и головоломные прыжки, и одурачивание полиции и сыщиков. Но все эти «приключения» озарены глубоким и благородным смыслом. В книге показана борьба партии за великие идеалы, за освобождение человечества от гнёта капитализма. Вот почему никакого привкуса авантюризма нет в повести П. А. Бляхина: она оставляет впечатление правдивости и реализма.

Павел уезжает из Астрахани в Баку, и с пристани ему машет платком такая же юная, как и он, девушка, товарищ по революционной работе. Рядом с ней стоит шпион, так неудачно преследовавший Павла в Астрахани, и со злобой грозит ему палкой. Так заканчивается повесть «На рассвете». Но нам не хочется расставаться с героем, мы полюбили его. Мы надеемся, что не зря судьба направила героя в Баку, славный город нефтяников, где молодой Сталин воссоздавал могучую большевистскую организацию. И мы надеемся, что ещё встретимся с Павлом и с замиранием сердца будем следить за перипетиями его благородной и трудной жизни.

Если в повести показано, какую роль в формировании молодого революционера может сыграть такая книга, как «Овод», то этим же качеством, несомненно, обладает и сама повесть «На рассвете» П. Бляхина: самые лучшие мысли и чувства воспитывает она в душе молодого советского человека.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены