«Огненной потехой», громом пушечных салютов, грандиозными фейерверками «увеселительных огней», пышными триумфальными шествиями победителей торжествовали наши предки славные победы русской армии над врагами государства.
Обычай всенародно праздновать одержанные над противником победы и чествовать воинов-победителей зародился при Петре Великом.
Пётр приказал, чтобы каждая победа над врагом была торжественно отпразднована победителем на поле сражения «троекратною пушечною пальбою и беглою стрельбою из мелкого ружья». После крупных побед он устраивал в столице триумфальные шествия победителей и всенародное чествование их в торжественной обстановке.
Усталые, но счастливые и довольные победой возвращались в Москву солдаты, стрельцы, пушкари и прочие служилые люда после взятия Азова. 8 октября l697 года главнокомандующий, «большого полку воевода», Алексей Семёнович Шеин, адмирал Лефорт, генералы, офицеры и все участники Азовского похода собрались в подмосковном селе Коломенском.
А в это время Москва готовилась к торжественной встрече победителей. На мосту через Москву-реку строили большие Триумфальные ворота, нарядно украшенные. С правой стороны перед воротами «стоял человек резной» - статуя Геркулеса с зелёной ветвью в одной руке и палицей в другой. «Геркулесовою крепостию» - гласила надпись над ним. За фигурой Геркулеса возвышалась богато украшенная и перевитая зеленью пирамида, на которой большими буквами было написано: «В похвалу прекрасных воев морских».
От пирамиды по всему мосту тянулась огромная картина на полотне. На ней были изображены морской бой и штурм Азова русскими с моря. «На море турки поражены, оставя Москве добычу, корабли их сожжены» - поясняла надпись. Полотно кончалось изображением бога морей, Нептуна, восседающего на ките. «Се и аз поздравляю взятием Азова и вам покоряюсь» - гласила надпись на этом изображении.
С левой стороны моста стояла фигура «в воинском платье, в правой руке меч, в левой щит». Это было изображение бога войны Марса. Над ним надпись: «Марсовою храбростию». Пирамида за Марсом посвящалась «В похвалу храбрых воев полевых». Дальше, по всему мосту, тянулась картина, изображавшая штурм Азова с суши.
Настал день триумфа. 10 октября войска подошли к заставам. По всему пути их следования были расставлены московские полки «с знамены и с барабаны и с копьи и с пушки наряжены, а для стрельбы им дано зелье ручное и пушечное». Полковникам было приказано: «Как мимо которого полку пойдут адмирал и командор, и им отдать по поклону, и выстрелить из пушек и из мелкова ружья всем вдруг».
Москвичи вышли встречать победителей ещё с рассвета. От застав раздались первые залпы, перекатываясь по улицам Москвы, гремели пушечные залпы из Кремля.
Когда к Триумфальным воротам подошёл адмирал Лефорт со своими офицерами, солдатами и матросами, из огромной трубы наверху ворот раздалась речь в стихах:
«Генерал-адмирал! Морских сил всех глава.
Пришел, зрел, победил прегордого врага».
Эта приветственная речь адмиралу в честь взятия Азова заканчивалась так:
«И тем бо взятием весело поздравляем,
Труды же командора триумфом прославляем».
Такой же речью был встречен и воевода Шеин, который подъехал к Триумфальным воротам, окружённый знамёнами и музыкантами.
Нескончаемы были ряды воинов, за которыми тянулись пленные, обозы с трофеями. 16 знамён турецких, взятых в Азове, наши солдаты волочили по земле в знак унижения врага.
И всё время, пока длилось триумфальное шествие, гремели пушки на улицах и площадях Москвы, на стенах кремля. Не смолкали барабаны, музыка, пение, веселились ратные люди, веселились москвичи. И долго шли по Москве разговоры об этом небывалом торжестве.
По словам одного историка того времени, «через сей торжественный ход, который, таким образом, первым был в России, хотел царь Пётр не токмо больше ободрить своё воинство к трудам и подвигам, но и всех подданных своих привлещи к люблению толь славных военных дел».
В конце 1702 года войска Петра штурмом взяли город Нотебург. Это был древний русский город Ореховец, или, как называл его наш народ, Орешек. Шведы захватили его ещё в XVII веке, а теперь этот русский город был вновь возвращён родине. «Зело крепок сей орех был, однако, счастливо разгрызен!» - писал Пётр в Москву об этой победе.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.