Первые салюты и триумфы в России

Н Марковин| опубликовано в номере №431-432, май 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Огненной потехой», громом пушечных салютов, грандиозными фейерверками «увеселительных огней», пышными триумфальными шествиями победителей торжествовали наши предки славные победы русской армии над врагами государства.

Обычай всенародно праздновать одержанные над противником победы и чествовать воинов-победителей зародился при Петре Великом.

Пётр приказал, чтобы каждая победа над врагом была торжественно отпразднована победителем на поле сражения «троекратною пушечною пальбою и беглою стрельбою из мелкого ружья». После крупных побед он устраивал в столице триумфальные шествия победителей и всенародное чествование их в торжественной обстановке.

Усталые, но счастливые и довольные победой возвращались в Москву солдаты, стрельцы, пушкари и прочие служилые люда после взятия Азова. 8 октября l697 года главнокомандующий, «большого полку воевода», Алексей Семёнович Шеин, адмирал Лефорт, генералы, офицеры и все участники Азовского похода собрались в подмосковном селе Коломенском.

А в это время Москва готовилась к торжественной встрече победителей. На мосту через Москву-реку строили большие Триумфальные ворота, нарядно украшенные. С правой стороны перед воротами «стоял человек резной» - статуя Геркулеса с зелёной ветвью в одной руке и палицей в другой. «Геркулесовою крепостию» - гласила надпись над ним. За фигурой Геркулеса возвышалась богато украшенная и перевитая зеленью пирамида, на которой большими буквами было написано: «В похвалу прекрасных воев морских».

От пирамиды по всему мосту тянулась огромная картина на полотне. На ней были изображены морской бой и штурм Азова русскими с моря. «На море турки поражены, оставя Москве добычу, корабли их сожжены» - поясняла надпись. Полотно кончалось изображением бога морей, Нептуна, восседающего на ките. «Се и аз поздравляю взятием Азова и вам покоряюсь» - гласила надпись на этом изображении.

С левой стороны моста стояла фигура «в воинском платье, в правой руке меч, в левой щит». Это было изображение бога войны Марса. Над ним надпись: «Марсовою храбростию». Пирамида за Марсом посвящалась «В похвалу храбрых воев полевых». Дальше, по всему мосту, тянулась картина, изображавшая штурм Азова с суши.

Настал день триумфа. 10 октября войска подошли к заставам. По всему пути их следования были расставлены московские полки «с знамены и с барабаны и с копьи и с пушки наряжены, а для стрельбы им дано зелье ручное и пушечное». Полковникам было приказано: «Как мимо которого полку пойдут адмирал и командор, и им отдать по поклону, и выстрелить из пушек и из мелкова ружья всем вдруг».

Москвичи вышли встречать победителей ещё с рассвета. От застав раздались первые залпы, перекатываясь по улицам Москвы, гремели пушечные залпы из Кремля.

Когда к Триумфальным воротам подошёл адмирал Лефорт со своими офицерами, солдатами и матросами, из огромной трубы наверху ворот раздалась речь в стихах:

«Генерал-адмирал! Морских сил всех глава.

Пришел, зрел, победил прегордого врага».

Эта приветственная речь адмиралу в честь взятия Азова заканчивалась так:

«И тем бо взятием весело поздравляем,

Труды же командора триумфом прославляем».

Такой же речью был встречен и воевода Шеин, который подъехал к Триумфальным воротам, окружённый знамёнами и музыкантами.

Нескончаемы были ряды воинов, за которыми тянулись пленные, обозы с трофеями. 16 знамён турецких, взятых в Азове, наши солдаты волочили по земле в знак унижения врага.

И всё время, пока длилось триумфальное шествие, гремели пушки на улицах и площадях Москвы, на стенах кремля. Не смолкали барабаны, музыка, пение, веселились ратные люди, веселились москвичи. И долго шли по Москве разговоры об этом небывалом торжестве.

По словам одного историка того времени, «через сей торжественный ход, который, таким образом, первым был в России, хотел царь Пётр не токмо больше ободрить своё воинство к трудам и подвигам, но и всех подданных своих привлещи к люблению толь славных военных дел».

В конце 1702 года войска Петра штурмом взяли город Нотебург. Это был древний русский город Ореховец, или, как называл его наш народ, Орешек. Шведы захватили его ещё в XVII веке, а теперь этот русский город был вновь возвращён родине. «Зело крепок сей орех был, однако, счастливо разгрызен!» - писал Пётр в Москву об этой победе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены