Совершенно иной совет в отношении другого начинающего автора дал Л. Кассиль, будучи руководителем семинара на IV совещании молодых литераторов. «Не спешите с этим человеком, — говорил Кассиль, подводя итоги работы семинара и давая характеристику каждому участнику. — Пока из него так и вылезает газетчик. Вышедшая уже книга не в счет. Думается, что по ней нельзя судить о его таланте. В нем еще пробудится художник. Но такой человек должен сам выкарабкаться. Если вести его на поводу, он долго еще не встанет на ноги». Все примерно так и произошло. Долго собиралась первая книга (вернее, вторая). Но зато вслед за ней тотчас же появилась еще одна — талантливая, настоящая писательская книга.
Недавно в издательском плане мне встретилось имя Ларисы Таракановой. Это было удивительно и радостно. Еще совсем недавно Лариса была школьницей и делала первые, робкие шаги в поэзии. И вот уже самостоятельная книга. Не рано ли? А почему рано? Если человеку есть что сказать людям, если зорок его глаз и слово ему послушно, почему же ему, несмотря на молодость, не отдать свой поэтический талант на службу людям!
Может быть, разговор о становлении писателя подразумевает еще и вопрос о том, когда человек имеет право начать заниматься только литературным трудом. Поставить этот вопрос можно. Но решается он каждый раз каждым человеком по-своему. Такие писатели, как Анатолий Соболев и Геннадий Михасенко, очень долго не переходили на исключительно литературную работу. Им это было необходимо. Но это не значит, что все должны поступать только так. Литературное творчество требует от человека всех без остатка умственных, духовных и физических сил. При этом предполагается живейшее участие в жизни, в делах общества. Поэтому литература вправе требовать всей жизни от человека.
Еще мне хотелось бы посетовать на то, что наша творческая молодежь имеет очень смутное представление о специализации, если хотите, в писательском труде. Нам ведь нужны не только романисты или поэты. Нам нужны и блестящие критики, литературоведы, мастера самых разных повествовательных жанров, новеллисты и юмористы. Надо пробовать себя в разных жанрах, в разных направлениях, чтобы найти наиболее полное применение своему таланту.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.