Переправа

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1184, сентябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Товарищ гвардии подполковник, вас вызывает «Поляна».

Конода одним прыжком взмахивает на нос БРДМ, берет протянутые радионаушники.

– Я «Дирижер». Слушаю.

«Поляна» – это Боргдорф и Лептюхов. Они докладывают, что их колон на через пять минут начинает движение. Значит, у Коноды в запасе еще пятнадцать.

– Построить батальон!

И снова, атакуя левый берег «северных», проносятся над нашими головами истребители-бомбардировщики, следом за ними – двойки вертолетов с десантом. Кажется, артдуэль достигла своего апогея. Я не слышу собственного голоса, хочется сунуть блокнот в карман и заткнуть уши. Но вот наша сторона на какое-то мгновение смолкла. Только на мгновение, потому что в следующую секунду рванула воздух сотнями моторов первая группа плавающих танков, устремившихся к реке. Началось форсирование.

Конода спрыгнул с БРДМ и быстро прошелся вдоль строя.

– То, что сейчас будем делать, – говорил он на ходу, – мы уже дела ли много раз. Я не буду вам повторять, что от действий нашего батальона зависит успех боя. Вы это знаете. Ошибок быть не должно. Хотя это учебный бой, мост, который мы должны сдать, настоящий, значит, действовать нужно, как в настоящем бою.

Ломая густую поросль молодых деревьев, слева и справа от нас проносятся подразделения легких танков – вторая волна атакующих, подкрепление передовым частям. Теперь нужен мост – оборону «северных» не смять только легкими танками и десантом.

По команде комбата водитель первой машины Игорь Еропников, вцепившись в руль мертвой хваткой, бросает БРДМ на полсотни метров вперед и дает два длинных гудка. Колонна, почти не тормозя, скатывается вниз по дороге, ведущей к берегу. Там, у развилки, нас должен нагнать Боргдорф, а пока мы, не снижая скорости, идем узкой просекой, и ветви деревьев хлещут по кабинам. Развилка. Где же вторая колонна! И в ответ на нашу невысказанную тревогу из кабины последней машины вылетает красный сигнальный флажок – условный знак: подразделение Боргдорфа догнало нас и, соблюдая дистанцию, идет следом.

Конода вытирает ладонью мокрое лицо.

– Теперь, парень, газуй, все в сборе.

Машины резко берут влево и взбираются на крутой песчаный откос, встав перпендикулярно к реке. Понтонеры раскрепляют системы, удерживающие звенья на бортах.

Взмах сигнального флажка комбата, и десятки КрАЗов задом – одновременно – скатываются с насыпи, сбрасывая четырехпонтонные звенья в реку. Оглушительный хлопок стальных плоскостей о воду, глухой скрежет железа, десятиметровые фонтаны брызг. Огромные звенья распластываются на воде, тесня друг друга. И вдруг происходит непредвиденное – одно из звеньев, сдавленное двумя соседними, вырывается из общей ленты и уходит от берега. Рывок настолько силен, что не выдерживает страхующий трос, конец его стегает по поверхности воды и перехлестывает звено с другой стороны.

Все это видели только несколько человек, остальные, в том числе и Конода, были заняты на стыковке. Десятки звеньев надо сомкнуть сначала во взводные участки, потом в ротные, и только тогда катера соберут общую ленту моста и, преодолевая течение, развернут его поперек реки.

В том, что произошло со звеном, не было ничего непоправимого. Его можно было поймать катером и поставить на место. Но в ту минуту катера поблизости не было, быстрое течение разворачивало звено и относило все дальше.

Первым бросился в воду замполит батальона Лептюхов. Через полминуты он догнал звено и уцепился за край бокового понтона. За ним поплыли еще двое: гвардии старший сержант Николай Петров и гвардии ефрейтор Николай Груздов. Они подсадили Лептюхова на понтон, затем приняли у лейтенанта страхующий конец и, зажав его – Петров в левой, Груздов в правой руке, – поплыли обратно к берегу. Остальное было делом техники. Подтянув звено к себе, понтонеры точно вставили его в промежуток между звеньями и начали затягивать крепления.

Вся эта непредвиденная операция продолжалась не больше двух минут. Но и две минуты – время немалое, когда дело касается сборки ленты. Возможно, злополучное звено задержало бы установку моста, не приди на помощь Петрову и Груздеву гвардии рядовые Андрее Пыльцеп и Александр Халаев. Такое у понтонеров правило: никто не уйдет с ленты, пока последняя стяжка не будет замкнута.

Теперь на ленте остаются только офицеры и те, кто будет сбрасывать якоря. Лента сомкнута и готова к транспортировке на заданную ось. Головной катер, уцепившись тросом за береговое звено, отрывает ленту от берега и начинает поворачивать ее против течения. Едва пространство между лентой и берегом позволяет войти туда другим катерам, как они, выставив упоры-щупальца и толкая ленту вперед, переводят мост метров на тридцать через ось – необходимый запас при быстром течении. Остается сбросить и закрепить якоря, а за это время лента встанет точно перпендикулярно к берегам.

Через две минуты на мосту не остается ни одного человека. А еще через минуту из леса вырываются тяжелые танки «южных» и, не снижая скорости, взлетают на лязгнувшие аппарели моста. Конода, Лептюхов и их ребята с нарукавными повязками ответственных за переправу стоят возле своего детища и провожают глазами танки, идущие по мосту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Человек мотору. Мотор человеку…

Беседуют Евгений Волков, инженер, секретарь комитета ВЛКСМ Ярославского моторного завода и Анатолий Михайлович Добрынин, генеральный директор объединения «Автодизель», Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР