Переправа

Марк Эгарт| опубликовано в номере №178-179, январь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Не только баб - и вас щупаем помалу, - съязвил Коржик и увидел, как затряслась фуражка на голове казака, оскалились крепкие клыкастые зубы, и борода желтым веником замела па траве... Старик смолчал, Нифонт продолжал рассказывать:

- А вернулся я, под Колчака попал, опять меня взяли. Вернулся от Колчака, огляделся малость - баба моя извелась, старухой глядит, а я с ней и не жил как следовает; ребята подросли, каждый сам себе хозяин, меня за отца еле признать соглашаются, изба развалилась - ни коровы, ни лошади. Не хозяйство - одна слякоть. Ну, однако, имел я упование на бога - ежли, думаю, из стольких бед меня вывел - и тут выведет, шибко я тогда религию уважал...

Однако не вышло у меня с хозяйством: старший сын - в Бийск подался, второй - гляжу, комсомолом заделался, а меньшой мой совсем не знаю, в кого вышел: только знай, что молится и книжки священные читает, с коржиками снюхался, со старшими братьями даже разговаривать перестал... Уйду, говорит, праведной жизни искать. Уйду и уйду. Мой комсомол о прошлом годе приходит и говорит: «Давай, отец, в колхоз. Я тогда и слова такого не знал: что такое колхоз». Подумал я с бабой моей, некуда нам податься, пошли за комсомолом в колхозное хозяйство. Там вот и живем помаленьку. А меньшой так и ушел - не понравился ему колхоз. Бродит он теперь где, праведной жизни ищет. - Нифонт задумчиво покачал головой. - Я вот промаялся, не нашел, авось ему достанется, кто знает?..

- Три войны прошел ты, Нифонт Семеныч, а разума и не набрал!

Слушавшие недовольно обернулись на уверенный голос и посмотрели на Коржика. Нифонт обиженно пожевал губами, но Коржик не дал ему раскрыть рта.

- По-твоему значит, правильная жизнь через религию приходит? Так что ли, говори - так? - наседал он на Нифонта, быстро помаргивая нетерпеливыми глазками.

- Не знаю, я теперь ничего не знаю, - отмахнулся Нифонт.

- А вот узнай!

Коржик, не дождавшись ответа, развернул газетку, которую взял у Пырного, и прочел:

«Поповщина бьет отбой. В течение 15 лет я камлал и обманывал алтайцев, убедился, что религия - это дурман для народа, чтобы закабалять трудовое население. Снимаю с себя сан кама, прошу всех камов и ярлыков последовать моему примеру и заняться трудовой жизнью. В данное время я учусь в ликпункте и ликвидирую свою неграмотность.

Кармаев Иотук, село Актел, Шабалинского аймака».

- Вот тебе и праведная жизнь! - Коржик торжествующе засмеялся. - Одна темнота и обман.

- Так-то про «камов», - неуверенно возразил казак, - они в роде колдуны... инородцы, по-старому как бы сказать...

- Зачем на Алтай идешь, если там инородец? - спросил нахмурившийся ойрот в кожаной фуражке.

- А куды деваться-то?

- А вы кто будете сами? - быстро спросил Коржик.

- Кто? Трудящие крестьяне, - отозвалось несколько голосов, - на новые земли едем.

Старый казак провел рукой по пышной желтой бороде, словно ощупывал ее, и, раздувая усы, зло усмехнулся:

- Пишут - власть на местах, а она, выходит, законы ломает, эта власть. Нет такого закона, чтобы землю начисто отбирать!...

- Имеется точный закон из Москвы, что все граждане могут снимать у алтайцев землю, которая гуляет, - неспеша и четко выговорил молчавший до сих пор обозник с плоским желтым безволосым лицом и усталыми ласковыми глазами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены