Кто же должен заниматься ими за порогом приемника? Районные управления народного образования? Но возможно ли это, если для работы с трудными подростками руно выделяют одного, в лучшем случае двух инспекторов? На целый-то район! Им бы с учетными карточками справиться. Или, может быть, советы наставников, функционирующие, как правило, для «галочки»? Или решение проблемы в дэзовских воспитателях? Неужели же все опять замыкается на милиции?
Для МПРН судьба Алексея Прудникова нетипична. Она настолько выбивается из потока других судеб — горьких и страшных, — что воспринимается как нечто надуманное, как сценарий розовой мелодрамы с названием «Перевоспитавшийся вор, или Достижения нашей педагогики». Однако судьба эта существует — так же, как в каждом правиле существует исключение. Ему повезло. Фортуна выбрала его несколько раз подряд. Жизнь Алексея с того момента, как его бегающий взгляд наткнулся на внимательный взгляд сержанта, была цепочкой счастливых случайностей. А может, судьба его не просто случайность? Может, это сама жизнь дает нам подсказку?
Д. И. Фельдштейн. Думаю, все бразды правления должен взять в свои руки Госкомитет по народному образованию. На уровне района и даже города решить проблему невозможно — уже хотя бы с территориальной точки зрения. Подросток, возвращающийся в прежнюю «среду обитания», просто не может изменить стиль жизни. Даже если он очень захочет, — ему не дадут это сделать бывшие друзья. Опыт показывает: чем дальше мы удаляем подростка от прежнего места жительства, тем больше шансов, что он действительно исправится. В качестве примера назову республиканскую спецшколу в Душанбе. Многие ее выпускники направляются — естественно, по желанию — на Дальний Восток, учиться морскому делу. И практически никто из этих ребят не возвращается к прежнему образу жизни.
В системе народного образования, на мой взгляд, должна быть создана служба, которая бы непосредственно занималась трудоустройством и жилищными вопросами выпускников специальных учебных заведений.
А кроме Госкомитета? Кто еще протянет руку этим подросткам? Наверное, сделать это должны в первую очередь студенты педагогических вузов. Кстати, в новых учебных планах предполагается увеличить количество часов, отведенных на педпрактику. Так почему бы не использовать эти, часы для работы с трудными подростками? Такая практика была бы, наверное, не менее полезна для будущих педагогов, чем традиционная, «школьная», где, лишенные самостоятельности, студенты подчас лишь дублируют учителей.
А что же с «трудными» родителями? Может, попробовать создать хозрасчетную службу (с условным названием «Здоровая семья»), имеющую в своем штате психологов, юристов, сексологов, педагогов и сориентированную прежде всего на начальные стадии семейного неблагополучия, когда супругам еще можно помочь и когда они сами еще ждут помощи. Подобная служба могла бы работать по вызову. Общение происходило бы в домашней обстановке. Это давало бы возможность специалисту ознакомиться со «средой обитания» своих клиентов и точнее определить причины неблагополучия.
Конечно, ни появление новых служб в системе народного образования, ни привлечение на практику студентов педагогических вузов, ни создание специальных хозрасчетных организаций не решит сразу всех проблем. Но, мне кажется, если бы эти формы работы существовали, многие из ребят, с кем я встретился в приемнике, так никогда бы и не узнали, что означает это странное слово «эм-пэ-эр-эн».
— Назовите свою статью «Дом на Алтуфьевском шоссе», — посоветовала мне одна из воспитателей, — ведь для многих детей наш приемник стал вторым домом.
Каждому из ребят, говоривших со мной, я задавал вопрос: считаешь ли ты приемник-распределитель вторым домом? Кто-то отказался отвечать, кто-то начал хвалить воспитателей, кто-то сказал, что дом там, где его родители. Но дом № 13, стоящий на перекрестке, «вторым домом» не назвал никто. Даже те, кто хотел бы тут остаться. Наверное, потому, что это сияющее белизной четырехэтажное здание и не может быть вторым домом. Дом у человека только один. Или его нет вообще. А это — перекресток, где сошлись тысячи трудных судеб, скрестились десятки неразрешенных проблем.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.