Пазырыкские маскм

М Мейерович| опубликовано в номере №339, март 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

В горах Алтая работала группа советских археологов. Ученые искали следы давно исчезнувших племен, живших здесь несколько тысяч лет назад. Высоко в горы поднялась экспедиция. И вот в Пазырыкской долине, на берегу быстрой реки Ян-Улаган, археологи увидели пять небольших холмов, тянувшихся цепочкой один за другим. С первого взгляда было ясно, что эти холмы созданы не природой, а людьми. Это курганы, насыпи над древними могилами.

Едва начались раскопки первого кургана, археологи поняли, что здесь их ждут интересные находки. Курган состоял из огромной груды камней. Раскидали верхние слои камня, и кирки врезались в сплошной лед. Дело было летом. Откуда же в кургане взялся лед? Ученые догадались, что в каменной насыпи конденсировалась влага из воздуха. Зимой морозный воздух легко проникал сквозь каменный настил и скопившаяся в кургане влага промерзала. А летом этот лед не мог растаять, потому что насыпь плохо проводила тепло.

Еще никогда на долю археологов не выпадало такого счастья - найти могилу-холодильник. Обычно при раскопках древних могил находят истлевшие кости, заржавленные и изъеденные временем предметы. А здесь, во льду Пазырыкского кургана, вещи, пролежавшие две тысячи лет, выглядели как новые!

Но то, чего не сделало время, сделали люди. Еще в древности эта богатая могила была разграблена. Шаг за шагом, точно следователь уголовного розыска, руководитель экспедиции археолог М. Грязнов проследил за действиями грабителей. Вот яма, через которую воры проникли в могилу. Вот отверстие, прорубленное в бревнах, поддерживавших каменную насыпь...

Могила состояла из двух половин. В первой был похоронен сам покойник, - очевидно, предводитель какого-то кочевого племени. Эту половину грабители расхитили, но когда они принялись прорубать отверстие во вторую, сломалось топорище их бронзового топора. Грабители ушли, бросив топорище в могиле.

В неразграбленной части кургана археологи нашли удивительные вещи. Там лежали убитые кони, принадлежавшие похороненному в кургане покойнику. В сплошном двухтысячелетнем льду трупы коней прекрасно сохранились. Блестела их золотистая шерсть, ни один волос не выпал из подстриженных грив. Роскошные уборы, ремни и седла из позолоченной и посеребренной кожи и цветного войлока не потеряли ярких красок.

Но что больше всего поразило археологов, - около коней лежали две богато разукрашенные маски. Эти маски должны были надеваться на конские морды. Зачем коням маски?

На этот вопрос археологи получили ответ... за три года до того, как начали раскапывать Пазырыкский курган.

Знаменитый советский ученый академик Марр занимался историей языка. И вот, исследуя изменения слов, он пришел к интересному выводу: кочевые народы в глубокой древности ездили верхом не на лошадях, а на оленях. Потом стали разводить лошадей, они оказались более пригодными, чем олени. Но кочевники продолжали еще поклоняться оленям, хотя в своем хозяйстве больше ими не пользовались.

Так думал академик Mapp. Но вещественных подтверждений у него не было. И только через три года после появления статьи Марра был раскопан Пазырыкский курган, найдены маски для коней и на одной из масок - искусно сделанные ветвистые оленьи рога!

Конь, замаскированный под оленя!

Теперь все стало понятно археологам. Когда совершался торжественный похоронный обряд, знатному покойнику нужно было положить в могилу священное животное – верхового оленя. А олени на Алтае уже были редкостью. Поэтому взяли лошадь и надели на нее маску в виде оленьей головы.

Так замечательно подтвердилось предположение академика Марра, сделанное на основании изучения остатков языка древних кочевых племен, населявших когда-то территорию нашей родины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены