Паруса нашего детства

Владимир Глотов| опубликовано в номере №1058, июнь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Живет большой добрый человек. Защищает право мальчишки на свой внутренний мир. Напоминает взрослым: чтобы сохранить себя как личность, не стоит забывать своего детства — это не игрушка. Это серьезная вещь.

Жизнь писателя Крапивина проходит не за одним писательским столом. Волнения его не одни муки творчества, милый волшебный мир детства, где со злом борется бесстрашное перо.

За стенами его дома наша сложная жизнь. Вон «общественники» до сих пор не могут понять, что же, собственно, делает этот Крапивин. Его мальчишки-юнкоры помогают в школах выпускать стенгазеты, защищают малышей, крутят для всего района фильмы, которые сами создают, а недобрый глаз заглянет в окошко: «Вяжут морские узлы. Надо же...»

На какое-то время даже отобрали у писателя «красный уголок», расположили в нем свой клуб «Самоцветик», вырезали с девочками цветочки из бумаги, а потом женщины оставались и мыли за ними полы. Крапивинские ребята, оттесненные в крохотную комнатушку, хохотали: «Что это за организация!»

Дважды в трудную минуту, в пору душевного кризиса, Крапивин пытался распустить отряд… Лучше уйти на вершине, в расцвете сил, в разгаре дел, чем на медленном угасании.

Со строгими, недетскими лицами, выровняв строй, стояли на линейке ребята. А Крапивин подчеркнуто сухо говорил им: «Выполнена программа... все сделано. Летом наберется команда для парусников... А пока вы свободны».

И дважды, как по цепочке, один за другим, мальчишки собирались на следующий день... И находил в себе новые силы их командор.

Вот в такие, наверное, вечера были написаны прозаиком Крапивиным стихи, забытые утром на столе. Их нашли и переписали мальчишеские руки и унесли с собой. Ребята так и сказали мне: «Пусть Славик считает свои стихи несерьезным делом. У нас иное мнение».

О Крапивине можно сказать тремя словами: он просто талантлив.

Сколько у нас кружков, объединений, отрядов, где любят ребят не меньше, но которым не суждено подняться на высоту «Каравеллы». Она же освещена талантом этого человека. Произошло соприкосновение с личностью одаренной. Я видел, как простая шутка, детская глупость, игра, любая фраза, сказанная им, — все поднималось до уровня художественного произведения. Записать его рассказы ребятам — выйдет сборник. Он возьмется рисовать — отлично рисует. Попала в руки деревяшка — получился симпатичный пират. Что же происходит?

Расходование таланта?.. И это тянет к нему людей. Не одна лишь доброта и отзывчивость — он бывает зол и раздражителен. Людям нужна еще незаурядность.

Но что дает писателю Крапивину «Каравелла»? Книги он пишет не об отряде. Отряд для него не плантация, не заповедник.

Быть может, он сохраняет в нем огонь вдохновения?.. Рабочую злость?..

На протяжении всех моих встреч с Крапивиным меня не оставляло чувство, что с этим человеком связана какая-то загадка. Мне казалось, что, кроме природной тяги к ребенку, Крапивиным движет еще некая осмысленная цель. Попытка в нашем сегодняшнем мире прорваться — и в книгах и в жизни — в новые отношения.

Детские писатели — это люди с секретом. Его однажды раскрыл нам Гайдар: «Пусть потом, когда-нибудь, люди подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию».

Живые герои страны детства

Книжка пришла к читателю. За ее обложкой — целый мир, и юный читатель, становясь его участником, взволнованный судьбою героев повести или рассказа, стремится выразить свои чувства. Один находит для этого слова и пишет писателю письмо. Другой берется за карандаш.

Что рисуют дети? весь окружающий мир и вселенские дали. Только на этих рисунках и Земля и Вселенная выглядят несколько иначе, чем представляют себе взрослые. Еще не обжитые дали Вселенной кажутся теплее и доступнее, а люди, птицы и звери Земли очаровывают своей необычностью, добротой, окрашенные в самые праздничные и яркие краски, с которыми вправе соперничать разве что солнечный день.

Действительность, воплотись в причудливую фантазию маленьких художников, безраздельно владеет ими. Современники, ставшие героями книжек, могут только в одном случае надеяться быть запечатленными в детских рисунках: если исчезнет дистанция между литературными героями и живыми мальчишками и девчонками.

Именно так произошло с героями Вячеслава Крапивина. На встречах со своими читателями он получает из зала не записки, а... рисунки. Новой жизнью живут любимые герои детворы. И это ли не лучший комментарий к очерку о писателе?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

О героическом

С секретарем Правления Союза писателей СССР Борисом Николаевичем Полевым беседует специальный корреспондент журнала «Смена» Альберт Лиханов