До XVII века в науке существовали самые странные и путаные представления об устройстве человеческого тела. Ученые утверждали, будто в человеке есть два вида крови - «грубая» и «одухотворенная». Попадая в различные части организма, кровь будто бы уничтожается и заменяется новой. Центром движения крови считали не сердце, а печень. Эти нелепые теории, подтверждаемые не практическими исследованиями, а сочинениями схоластов - церковников, были опровергнуты в XVII веке великим английским физиологом Вильямом Гарвеем (родился 1 апреля 1578 года). В своем сочинении «О движении сердца и крови», вышедшем в 1628 году, Гарвей доказал, что кровь в теле человека и животных движется по замкнутому кругу. Источником этого движения является сердце, которое есть не что иное, как мышца, своими периодическими расширениями и сжатиями вбирающая кровь в себя и затем выталкивающая ее в кровеносные сосуды. Свою теорию Гарвей обосновал огромным количеством опытов и исследований живых организмов. «Не при помощи чтения книг, другими написанных, а при помощи многочисленных вивисекций, опираясь на факты, открыл я отправления сердца и его роль в теле животных», - писал Гарвей.
Церковники, ученые - схоласты, доктора, лечившие больных по рецептам древнегреческих врачей и не имевшие представления об устройстве человеческого тела, обрушились на Гарвея. Знаменитый французский врач Гью Патен назвал открытие Гарвея «парадоксальным, бесполезным, ложным, невозможным, непонятным, нелепым, вредным для человеческой жизни». Но еще при жизни Гарвея его учение восторжествовало.
Другим великим открытием Гарвея было установление того факта, что живые существа (не только птицы, но и животные) развиваются из яйца - зародыша. Свое открытие Гарвей формулировал в латинском изречении: «Omne animal ex ovo» - «Все живое из яйца». Это положение явилось основой для новой науки эмбриологии (учение о развитии зародыша).
Гарвей является отцом современной физиологии. Он произвел переворот в науке о жизни и направил ее на единственно верный путь - путь опыта и исследования.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.