Памятные даты

опубликовано в номере №304, апрель 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Миклуха-Маклай

50 лет со дня смерти

Большая половина жизни знаменитого русского путешественника Николая Николаевича Миклуха-Маклая (родился 5 июля 1846 года, умер 2 апреля 1888 года) прошла в странствиях. Особенную известность ему доставило пребывание на Новой Гвинее (в 1871 - 1872, 1874 и 1876 - 1677 годах), среди папуасов, которые тогда считались самым диким из отсталых народов земного шара. Миклуха - Маклай в общении с туземцами всегда придерживался выработанных им правил: никогда не обманывать, оказывать жителям полное доверие и ни в коем случае не применять насилия.

Высадившись на остров с русского корабля «Витязь», Миклуха - Маклай поселился на берегу. На вопрос капитана, почему он хочет жить на берегу, а не в туземной деревне, Миклуха - Маклай ответил: «За незнанием языка я не могу попросить об этом позволения у туземцев, навязывать же им мое присутствие считаю бестактным». Миклуха - Маклай вел кропотливые этнографические исследования, результаты которых имеют громадное научное значение. Между прочим, он установил, что у папуасов нет частной собственности, разделения на классы, государственной власти. Выводы Миклуха – Маклая полностью подтверждали марксистскую теорию о том, что первобытное общество было построено на коммунистических началах.

Миклуха - Маклай доказал также, что у папуасов нет никаких существенных анатомических отличий от белых, и этим опроверг лживые теории некоторых буржуазных ученых, подхваченные ныне фашистами, о том, будто отсталые народы принадлежат к особым, «низшим» расам.

Труды Миклуха - Маклая впервые были опубликованы лишь при советской власти.

Гаршин

50 лет со дня смерти

Всеволод Михайлович Гаршин прожил короткую и тяжелую жизнь. В 1877 году, когда началась русско - турецкая война, Гаршин бросил учение в Горном институте и уехал добровольцем в армию.

На войне Гаршин был ранен. По возвращении в Россию он занялся литературной работой. Временами на него находили длительные припадки тоски. С годами приступы учащались и переходили в настоящее помешательство. Душевная болезнь Гаршина обострялась той гнетущей обстановкой, которая его окружала. 31 марта 1888 года, предчувствуя наступление особенно сильного приступа, Гаршин бросился в пролет лестницы своего дома. 5 апреля он скончался.

Гаршин видел ужасы войны. Он видел бесправие солдат и зверское обращение с ними офицеров (военную среду он описал в рассказах «Из воспоминаний рядового Иванова», «Денщик и офицер»). Его возмущало равнодушие «общества» к бедствиям народа.

В своих рассказах Гаршин описывает трагическую судьбу человека, который в одиночку восстает против зла и погибает в неравной борьбе. В рассказе «Красный цветок» помешанный срывает цветок, в котором он видит воплощение мирового зла, и умирает, отравленный, как ему кажется, ядом этого цветка.

Гаршин мучительно воспринимал страдания народных масс, он понимал, что они вызваны существующим общественным строем, но не знал, как с этим строем бороться. В этом была трагедия жизни и творчества Гаршина.

Франсуа Рабле

385 лет содня смерти

В 1533 году во Франции вышла книга под затейливым названием «Страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа». Автором этой книги, составившей впоследствии вторую часть романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», был прославленный французский писатель - гуманист Франсуа Рабле (1494 - 1553).

В юности Рабле был монахом. Он бежал из монастыря, чтобы на свободе заниматься науками. Во время своих странствий он изучал медицину. Ему не раз приходилось спасаться от преследований, которые навлекли на него его книги.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» - книга, полная веселья, смеха и забавнейших приключений. Материалом для нее послужили лубочные издания того времени, прославлявшие подвига созданных народной фантазией добродушных великанов - кутил и обжор. Произведение Рабле - глубоко народное по своим источникам и по своей здоровой, грубоватой жизнерадостности. вместе с тем книга Рабле - жестокая сатира на все язвы средневековья: она беспощадно высмеивает схоластическую науку, жадное от невежественное духовенство, религиозную нетерпимость, произвол и поборы чиновников и судей.

В дни, когда фашистские варвары пытаются вернуть человечество к мрачным временам средневековья, бессмертное творение Рабле представляет особую ценность.

Гарвей

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены