Палитра Литвы

Мария Бородина| опубликовано в номере №1456, январь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды Чюрлениса попросили объяснить одну из своих работ. Мастер ответил: «Дело художника — выразить, дело зрителя — понять».

...Витражи и медали, гобелены, театральные макеты, живопись и ювелирные изделия, скульптура и графика, декоративные композиции, изделия из кожи... Как разнообразна, как содержательна художественная жизнь сегодняшней Литвы! Все самое лучшее, что было создано мастерами республики, собрала выставка, посвященная 70-летию Октября. Проходила она в Москве, на Крымской набережной.

И вспомнились слова Чюрлениса при знакомстве с работами его земляков. В этих работах история и современность. Жизнь во всем многообразии: свершения и поиски, заботы и праздники, встречи и расставания, любовь и огорчения. Героическое и будничное соседствуют. Но нет диссонанса, нет ощущения неуместности, ведь мир не делится на четкие грани — темного и светлого. Все переплетено.

Память возвращает нас к тем, уже далеким дням, суровым, полным боли и гнева. «Вдовы войны» Сильвестраса Джяукштаса. Черные и красные тона. Никаких конкретных образов. Но как ощутима и скорбь, и гнев, и пламя любви. Это комок слез, крика и яростного проклятия злу. На картине Леонардаса Тулейкиса «Письма деда» треугольники писем лежат на столе рядом с хлебом. И это, видимо, не случайно. Ведь хлеб — символ мира, жизни, добра.

И рядом бытовые, жанровые сценки, названия которых говорят сами за себя: «В больнице Марии-Тересе Рожанскайте. «Семейный портрет» и «Молодая семья» Софии Вейверите-Люгаилене. Простои и будничный, такой реальный, такой «заземленный» мир, который, собственно, и есть сама жизнь... Теплая, безмятежная картина Гедрюса Казимеренаса «Воскресенье». Здесь нет загадок, разночтений, обобщенного образа. Все предельно просто. Незатейливые радости летнего, солнечного дня, когда тревоги и заботы недели позади. И как хорошо и спокойно друзьям сидеть за неторопливой беседой, чашкой чая... Мягкость, простота линий и цветовой гаммы привлекают задушевностью и уютом.

Гячас Винцентас, Йенас Чепонис, Леопольдас Сургаилис... «Шестидесятники» — так их называют в Литве. Опыт прогрессивного мирового искусства и его воплощение в собственном творчестве объединяет художников. Но их изобразительный язык различен.

Не подражательство, а создание своего уникального живописного мира видим на полотнах Антонаса Мартинайтиса «Весна у реки» и Леопольдаса Сургаилиса «Деревенские музыканты». Хотя влияние старых европейских мастеров очевидно в удивительном, точечном мерцании красок на картине «Весна у реки». С ожиданием будущих интересных открытий отходишь от таких занимательных в своем поиске работ молодых художников, как «Музыканты на свадьбе» Йонаса Даниляускаса или «Репетиция хора» Слижиса Раймондса. Во многих работах молодого поколения живописцев ощущается стремление сделать рывок, обойти тех. кто уже давно в пути, но настоящих сил на это пока маловато.

Щедрыми, яркими красками наполнен зал прикладного искусства. Словно попадаешь в сказочный мир, так фантастично и причудливо их сочетание на гобеленах литовских художников, которые по праву считаются непревзойденными мастерами в этой области. Но сюжеты гобеленов далеки от прекрасного, «сиропного» мира волшебства. Густая вязь цветовых пятен, контрастных и взаимопроникающих, затягивает, как глубокий омут воспоминаний... «Скорбь осенних дней» Дануты Кветкявичюте. Светлая и тревожная круговерть голубых, желтых и зеленых тонов. «Весенняя метель» Виты Балакуаскайте, одной из самых молодых участниц выставки.

Молодое поколение литовских художников, работающих в жанре прикладного искусства, удачливо. Ведь школу прикладников всегда отличала свобода творческого поиска. А ее традиции, передаваясь от поколения к поколению, не стали догмой, но сохранили динамичность и демократизм.

Богатство и смелость тональных переходов, новизна композиционных решений присущи работам мастеров старшего поколения: Мариты Шважене и Мины Бабяскене... Смотришь на их работы, и возникают богатые ассоциациями образы, которые волнуют подчас не меньше, чем живописные полотна. Это понятно: абстрактный образ на гобелене более открыт и доступен для восприятия, чем на полотне, ведь абстракция всегда была в природе декоративного искусства.

Конечно, рассматривая на выставке гобелены, трудно в полной мере оценить их достоинства, ведь их назначение — интерьер.

Лет двенадцать назад у молодых скульпторов Литвы появилась интересная традиция. Каждое лето они собираются в Клайпедском парке. Собираются не только для того, чтобы поделиться планами, новостями, профессиональными заботами. Главная причина встреч — украсить парк своими работами. И появляются — из дерева, камня, металла — парковые скульптуры.

Этот своеобразный клайпедскии симпозиум на открытом воздухе помог выявить новые грани таланта таким художникам, как Новалис, Ярошевайте, Босас, Райцявичус... Жаль, что на выставке их работы представлены в слайдах. Но даже и эта не самая лучшая форма знакомства с их скульптурами позволяет оценить поразительную связь «искусственной» плоти с естественной плотью природы, самобытность и притягательность их пластики.

Выставка изобразительного искусства Литвы убеждает: богата талантами литовская земля в самых разных областях художественного творчества. Невозможно рассказать о всех работах литовских мастеров. И дело не в масштабности выставки. Многие произведения дают простор нашему воображению, пробуждают чувства, мысли. А это и есть большое настоящее искусство.

«Дело художника — выразить, дело зрителя — понять».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены