Ожившие стены

Мария Бородина| опубликовано в номере №1460, март 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

В дни весенних школьных каникул в стране пройдет традиционная Неделя «Творческая молодежь — воспитанникам детских домов». На учредительной конференции Советского детского фонда имени Ленина приводился грустный факт: в 1986 году в вузы Российской Федерации поступили лишь 50 воспитанников детских домов. 50 — на всю республику. Есть над чем задуматься не только педагогам.

С созданием фонда двери детских домов и школ-интернатов для сирот, будем надеяться, шире откроются для воспитателей-общественников, чья гражданская и человеческая инициатива преследует цель благородную — помочь детям. И помощь эта может и должна быть не только материальной. Тут требуется и душевное участие. И кому, как не творческой молодежи — художникам, артистам, музыкантам, литераторам, кинематографистам, студенчеству, проявить здесь свой почин, показать пример!

Ввести детей в мир литературы, живописи, музыки, помочь раскрыться юным дарованиям, а они есть в детских домах, — труд, конечно, немалый. Одной Недели тут маловато. Но усилия эти непременно окупятся. Сердечным откликом и привязанностью. Пробуждением в ребенке творческой личности. Личности, которая так нужна нашему обновляющемуся обществу...

Это было как в сказке: на стенах игровых комнат, еще неделю назад таких пустых и казенных, вырастали фантастические сплетения цветов и листьев, словно по мановению волшебной палочки, возникали разноцветные дома чудесного города, на спине огромного кита, расположившегося в столовой, рядом.

С теремами расцветали сады, а на одной из стен, внимательно приглядевшись, можно было увидеть Дюймовочку. Возвращаясь с прогулки, малыши всякий раз радовались все новым и новым диковинным росписям.

А появились они благодаря юным кудесникам из детской художественной школы Краснопресненского района столицы. Вместе с педагогом Любовью Александровной Альгиной ребята в свои зимние и летние каникулы выезжают в детские дома, чтобы сделать их уютнее. Великий Устюг, Балахна, подмосковное Быково, Молдавия и Эстония — вот география только некоторых поездок. И последний адрес: Смоленская область, Сафоновская школа-интернат для детей-сирот, дошкольное отделение.

...Элла Степко вместе с Леной Сидоренко «ткут» роскошный ковер из листьев папоротника, росянки, земляники. На подоконнике, у стены, которую они расписывают, охапка полевых цветов и трав — фантазия фантазией, но и о натуре забывать не стоит.

— Мы видим, что детям наши фрески приносят радость. — Элла наносит на стену точный мазок. — И потом: каждый из нас сам выбирает сюжет и стиль росписи.

— А мне нравится сам масштаб: большое пространство, которое можно заполнить чем хочешь. — В Ире Круташовой просыпается монументалист.

Их десять, разных по характеру и одаренности подростков. Но схожих своим трудолюбием, своей увлеченностью. Надо видеть, сколь придирчиво подбирают они нужный колер, как дотошно выписывают детали. (К поездкам, в которые студийцы отправляются по командировкам ЦК комсомола, они готовятся заранее: определяется площадь будущих росписей, делаются эскизы.) Как же разительно контрастирует эта настенная живопись с унылым, но, увы, привычным оформлением — никому не нужными плакатами и призывами.

— Впервые у нас работают настоящие художники, — директор интерната Леонид Пентелеевич Столяров очень рад гостям и не скупится на комплименты. — Приглашать оформителей за плату мы не имеем возможности, а безвозмездно поработать у нас до приезда москвичей никто не вызывался. Вот если бы педагогические вузы обязали посылать студентов художественно-графического факультета на практику в детские дома и интернаты для их оформления, как ожили бы наши здания, сколько радости было бы у ребятишек, да и будущие учителя приобрели б полезный опыт...

Но пока педагогические вузы с недоверием смотрят даже на саму возможность такой практики. Вместе с нынешними студийцами в Сафоновский интернат приехали несколько бывших выпускников художественной школы, а среди них — студентка Московского государственного педагогического института имени Ленина. Поработать ей удалось лишь неделю: все попытки уговорить декана заменить практику в институтской канцелярии практикой в детском доме результата не дали, хотя, казалось бы, очевидно, что будущему учителю гораздо полезнее общаться с детьми, нежели перебирать бумаги.

На протяжении семи лет юные живописцы помогают детским домам стать действительно добрыми, красивыми и уютными. И проявляют при этом столько мастерства, добросовестности и любви, что и взрослым не грех бы поучиться у них щедрости и бескорыстию.

Очень жаль, что опыт Любови Александровны Альгиной и ее учеников мало кем поддержан. Если полагаться лишь на энтузиазм, а не на продуманную и четкую организацию дела, вряд ли можно рассчитывать, что помощь молодых художников детским домам станет профессионально престижным делом. Художественно-графические факультеты педвузов, художественные училища и школы могут и должны наладить сотрудничество с детскими домами. Конечно, в этой работе нужны и профессиональные навыки, и опыт настенной росписи, и понимание мира детей. Вот тут и может пригодиться опыт детской художественной школы из Москвы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Клонинги

Фантастическая повесть. Окончание. Начало в № 5.