Отец стальных пушек

Е Федоров| опубликовано в номере №389-390, август 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

На полигон неожиданно прибыл царь.

Он милостиво подозвал инженера и спросил:

- Уверен ли ты, что твоя пушка выдержит?

- Вполне уверен, ваше величество! Государь пристально посмотрел на Обухова:

- А чем ты это докажешь?

- Тем, что если вы позволите, то я сяду на неё верхом и пусть стреляют, сколько хотят.

Царь снисходительно улыбнулся:

- Пожалуйста не вздумай этого сделать!

Он взмахнул белоснежным платочком - и испытания начались.

Первая стальная пушка Обухова выстрелила четыре тысячи раз, и ни одной царапины не появилось в дуле. Тут уже и министр не утерпел.

- Вот видишь, сударь, отлил - таки получше Круппа! - похвалил он инженера и доложил об успехе государю.

Царь пожаловал Обухова десятью тысячами рублей и приказал построить в Златоусте пушечный завод. Завод построили и назвали Княземихайловским.

Пушки в Златоусте отливали для всей русской армии. Были они значительно лучше крупповских, а обходилось всего - навсего по шестнадцать рублей пятьдесят копеек пуд.

Чтобы сталь была лучше, Обухов примешивал к ней магнитный железняк - металл получался необыкновенно крепкий и твёрдый. Сколько прибавлялось магнитного железняка, как и когда, - знали только двое: Обухов и старик - литейщик Швецов.

Так повелось: старые мастера не открывали секретов.

Обуховские пушки прогремели на весь мир, но златоустовские литейщики, редкие мастера по литью булатных сталей, жили по - прежнему плохо: работали по четырнадцать часов в сутки и получали за огневую работу гроши.

Прошли годы. Не стало ни Обухова, ни старика - литейщика Шевцова, но память о них жива до сих пор. Умирая, старый литейщик передал секрет сыну. Он и был последним мастером, знавшим тайну литья булатов.

Среди старых мастеров сохранялся вековой обычай: тайну мастерства передавать по прямой родственной линии - из поколения в поколение. Дед передавал секрет отцу, отец - сыну. Старик умирал одиноким: все его родственники давно порастерялись, - и никому он не пожелал открыть секрет литья булатов. Сколько его ни уговаривали, сколько ни просили, мастер оставался непреклонным.

Почуяв приближение смерти, этот высокий сухой кержак с иконописным лицом сходил в баню, вымылся, надел чистую рубаху и хрустящие липовые лапти: «В посконной рубахе да в липовых лопаточках скорее дойду до престола господа!» Старик пособоровался, лёг на скамью под иконы и замолчал.

В тесную избу приходили техники, мастера уговаривали умирающего поведать тайну литья булатов. Кержак нелюдимо отвернулся лицом к стене и не откликался.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены