На полигон неожиданно прибыл царь.
Он милостиво подозвал инженера и спросил:
- Уверен ли ты, что твоя пушка выдержит?
- Вполне уверен, ваше величество! Государь пристально посмотрел на Обухова:
- А чем ты это докажешь?
- Тем, что если вы позволите, то я сяду на неё верхом и пусть стреляют, сколько хотят.
Царь снисходительно улыбнулся:
- Пожалуйста не вздумай этого сделать!
Он взмахнул белоснежным платочком - и испытания начались.
Первая стальная пушка Обухова выстрелила четыре тысячи раз, и ни одной царапины не появилось в дуле. Тут уже и министр не утерпел.
- Вот видишь, сударь, отлил - таки получше Круппа! - похвалил он инженера и доложил об успехе государю.
Царь пожаловал Обухова десятью тысячами рублей и приказал построить в Златоусте пушечный завод. Завод построили и назвали Княземихайловским.
Пушки в Златоусте отливали для всей русской армии. Были они значительно лучше крупповских, а обходилось всего - навсего по шестнадцать рублей пятьдесят копеек пуд.
Чтобы сталь была лучше, Обухов примешивал к ней магнитный железняк - металл получался необыкновенно крепкий и твёрдый. Сколько прибавлялось магнитного железняка, как и когда, - знали только двое: Обухов и старик - литейщик Швецов.
Так повелось: старые мастера не открывали секретов.
Обуховские пушки прогремели на весь мир, но златоустовские литейщики, редкие мастера по литью булатных сталей, жили по - прежнему плохо: работали по четырнадцать часов в сутки и получали за огневую работу гроши.
Прошли годы. Не стало ни Обухова, ни старика - литейщика Шевцова, но память о них жива до сих пор. Умирая, старый литейщик передал секрет сыну. Он и был последним мастером, знавшим тайну литья булатов.
Среди старых мастеров сохранялся вековой обычай: тайну мастерства передавать по прямой родственной линии - из поколения в поколение. Дед передавал секрет отцу, отец - сыну. Старик умирал одиноким: все его родственники давно порастерялись, - и никому он не пожелал открыть секрет литья булатов. Сколько его ни уговаривали, сколько ни просили, мастер оставался непреклонным.
Почуяв приближение смерти, этот высокий сухой кержак с иконописным лицом сходил в баню, вымылся, надел чистую рубаху и хрустящие липовые лапти: «В посконной рубахе да в липовых лопаточках скорее дойду до престола господа!» Старик пособоровался, лёг на скамью под иконы и замолчал.
В тесную избу приходили техники, мастера уговаривали умирающего поведать тайну литья булатов. Кержак нелюдимо отвернулся лицом к стене и не откликался.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.