– Дом Всеволожского в Хамовниках. На территории завода «Красная Роза» еще полгода назад стоял этот дом. Там можно было открывать музей исторических обоев. Дом построен в первой половине XVIII века – единственный сохранившийся с того времени. Там я нашел самые старые обои в своей коллекции – первой половины XVIII века, обоев старше я не встречал вообще. Это либо времена Анны, либо Елизаветы. Сейчас дом сломали и построили новый из калиброванного дерева. Памятника больше не существует, его нужно снимать с охраны, дабы не вводить в заблуждение общественность.
– И какие обои были при Анне?
– В стиле того времени, – уклончиво заметил Киселев. – Где-то в 60-е годы XVIII века начался классицизм, а до этого был рококо – последняя стадия барокко. И вот там всякие рокайли, очень тактичные расцветки.
Москва, дом Тургенева. Обои в прихожей
Капучино подходил к концу. Внештатный урок по искусствоведению заставил меня изрядно попотеть. Оказывается, я совершенно не отличаю неорококо от псевдобарокко. Вот еще новости! А главное, Киселев явно не собирается выдавать ужасные тайны своего научного собрания. За что он ополчился на обои? Почему не дает им спокойно сгинуть под палками гастарбайтеров, зачем он их (обои, а не палки) реконструирует и помещает в свое аннотированное собрание?
– Кстати, о реконструкции. Как происходит этот процесс?
– Самое сложное – установить первоначальный цвет. То, что мы видим, – это совсем другое, искаженные временем цвета. Есть светостойкие краски. Охру не разрушит никакой свет, никакой лазер. А вот стронциановый желтый очень легко разрушается светом. И вот надо определить оригинальный цвет. Есть какой-то слой – 0,05 мм – краски. И разрушается пигмент в самой его наружной части. И надо поскрести и под микроскопом посмотреть, что там внизу. Реконструированный цвет и узор выводятся на принтер.
Может, Киселев поставил в Америке это дело на коммерческие рельсы? Может, ему заказывают обои «по старым образцам»? Это ведь должно быть дико модно. Для того ему и собрание, и каталог.
– Что, если я хочу себе обои, как у Тургенева? – намекаю я. – Можно у вас попросить образец?
– Тут есть определенная опасность. Вы приходите в Музей Тургенева, и там каждые обои уникальны. Они относятся к этому мемориалу. А если я прихожу к соседу, и у него в туалете такие обои, то там они обесцениваются. Вот что обычно делают музеи? Они прокатывают обои, делают нужное количество кусков и валики у завода выкупают, они не идут в продажу. Это очень важно.
– Ну, ладно. А если я одержим идеей вскрыть у себя в квартире стену и посмотреть, какие там были обои за много лет до моего рождения? И заказать на фабрике такие же. Могу я, по крайней мере, обратиться к Игорю Киселеву, чтобы он дал экспертную оценку?
– Еще бы, конечно. Буду рад помочь.
– Слушайте, Игорь Андреевич! – взмолился я. – Ну, скажите, наконец, зачем вам столько обоев? Почему вы их храните в специальных альбомах? Признайтесь, они вам что-то говорят, когда вы наедине?
В кафе вдруг воцарилась тишина. Кто-то уронил ложечку.
– Извините, не очень понимаю вопрос.
– Если ваш интерес некоммерческий, значит, причина еще глубже. Может, вы испытываете мистические ощущения, когда разделяете этот ваш «пирог», слой за слоем?
– Не испытываю. И никакого философского осмысления обоев у меня нет. Я к ним отношусь как к научному материалу, а это – факты, даты, очень жесткая привязка к конкретной исторической ситуации. Я получаю от этого простую человеческую радость.
– Но ведь это обои 200-летней давности, они же бог знает что перевидали! Тот мужик возле трактира, который на аксаковских обоях играет на гармошке, он ведь и про самого Аксакова может спеть, если очень попросить. Вам никогда не хотелось обратиться к обоям с вопросом о старых временах?
Фрагмент обоев, иимитирующих тисненую кожу. Начало XX века
Игорь Киселев смерил меня сочувственно-вежливым взглядом. Так смотрят на старых морских свинок или очень невоспитанных детей. Но мне было уже все равно.
– Вы всю жизнь наблюдаете обои в развитии, в процессе эволюции. Неужели они не говорят о том, как развивается человечество? По крайней мере, прогрессирует оно или наоборот?
– Обои развиваются, и развивается все, что вокруг обоев. Они не существуют сами по себе, а должны входить в какой-то интерьер, – тихо и очень отчетливо сказал реставратор.
В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
Помойка – настоящий остров сокровищ, где можно найти удивительные вещи
Кто такие роупджамперы
Самый оригинальный подарок на день рождения
комментарии
Переклеивали недавно обои, старые естественно сдирали (а до нас все клеили поверх), так прямо как путешествие по истории получилось)