...Чем ближе шло дело к весне, тем дальше уходила от города новая автострада. И далеко-далеко впереди по ней все отчетливей распознавались приметы большой стройки.
Чем ближе шло дело к весне, тем заметней оголялся из-под снега бетон автострады, ведущей от Старого Оскола до промплощадки будущего электрометаллургического комбината. Если свернуть с дороги вслед за попутным «КрАЗом» – самосвалом, украшенным комсомольским значком на дверце, то увидишь, как тяжелые грузовики из-за ухабов и рытвин становятся похожими на участников авторалли. Кренясь с боку на бок, машины выписывают виражи, чтобы подняться на второй уровень спланированной площадки. Дальше уже – неоглядная панорама: снега, полосы лесопосадок, наклонно торчащие стрелы экскаваторов, развороченная земля. Край Курской магнитной аномалии...
«КрАЗ» шел на участок комсомольско-молодежной бригады Игоря Суворова.
Один рокочущий экскаватор долбит клин-бабой мерзлый грунт. К другому вытянута череда машин.
В жарко натопленном вагончике накурено, раздается пощелкивание домино.
– Да, ребятки. Кончились наши дни золотые... Лауреаты, передовики. Почин на всю стройку кинули. А чего получается?
– С весны грунт маленько оттает, опять врежем, долбить не надо будет. Ты за игрой лучше смотри. Я на азах качусь, а тебе без разницы...
Неторопливый разговор оборвал удар по столу, отчего подскочили выставленные костяшки.
– Надоело! Пальцы от этого идиотского козла скрючились! До весны, пока грунт оттает, бригада развалится, как вы не понимаете!
– Что предлагаешь? Вручную ломами рыхлить землю для экскаваторов?
Миша Олейник промолчал и начал поправлять на столе домино. Два года назад он принимал участие в сколачивании шоферского состава бригады и не мог сейчас спокойно относиться к простоям машин, спаду настроения у людей.
А ведь как у них здорово тогда все началось!
Собственно, начиналось обычно. Приехали сюда из Вологодской области четверо экскаваторщиков. Познакомились с кубанскими механизаторами. Решили организоваться в сменные экипажи на два экскаватора. После набора водителей народ собрался в основном молодой, и объявили себя комсомольско-молодежной бригадой.
Оснащенные новой техникой, они работали по-настоящему. План первого года на стройке выполнили в неправдоподобный срок – за четыре месяца и восемнадцать дней!
Трудно такое представить, но это точно. И объяснение простое: в охотку работалось, машины тянули, как звери, заработок приличный настроение подымал. Ну и, конечно, многое определяло профессиональное мастерство.
Игорь Суворов, бригадир, тот со своим помощником Сашей Климовым при нагрузке «КрАЗов» целую теорию двинул насчет рационального поворота стрелы экскаватора. По секундам рассчитали путь ковша от забоя до кузова машины. На бумажке изобразили схему для шоферов, под каким углом подгонять самосвалы.
Сменный экипаж вологодских – Саша Смыслов и Сергей Климас мало в чем уступали начальству. И все же, не будь в бригаде кубанских, наверное, жизнь складывалась бы куда спокойней.
Второй экскаватор обслуживали смены братьев-близнецов Василия и Ивана Слезкиных и Виктора Кудели с Жорой Симаковым. Эти из принципа ни в чем не хотели уступать. Чуть порожний «КрАЗ» показался – машут, зовут к себе.
Правда, сразу нужно сказать, на заработке соперничество не отражалось. Бригаду с самого начала сделали комплексной. То есть не имело значения, сколько кубов земли вынет экипаж экскаватора или сколько тонн ее перевезет машина. Все определял общий результат, все шло, как говорится, в общий котел.
Славу тоже делили поровну. Со временем стали лауреатами премии Белгородской областной комсомольской организации, не раз занимали первые места по своему управлению...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.