Курить или жить? Десять писем о табаке

Александр Бойко| опубликовано в номере №1420, июль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Публикуя эти материалы, мы хотим заставить задуматься тех, кто еще курит, помочь тем, кто хочет расстаться с сигаретой, протянуть руку помощи тем, кто борется с курением

Продолжение. Начало в № 13

Письмо пятое — производственное

Что такое перекур? Казалось бы, дело ясное. Но я все же решил свериться с авторитетным словарем В.Даля, изданным чуть более ста лет назад, в 1882 году. Оказалось, что нет там такого слова в привычном для нас значении! А я-то был уверен, что слову этому сотни лет! Так и видится картина — в поте лица валят мужики лес, притомилась артель, командует старшой: «Кончай! Перекур!» Остановились, скрутили по цигарке, подымили, затоптали в землю окурки и — за топоры...

Но нет, не существовало в былые времена такого слова, как не было и таких потерь, какие наносит нам сегодня затянувшийся «всесоюзный перекур».

К сожалению, пример, который хочу привести, опять же «не наш» и появился лет десять назад в «Смене» в разделе зарубежных курьезов.

Говорят, что курильщик курит на свои и никого не должна волновать сумма его расходов. Но вот один бизнесмен произвел соответствующие подсчеты и... перестал принимать на работу курильщиков. Через некоторое время в его фирме резко сократилось общее число дней, пропущенных по болезни, уменьшились страховые взносы за сотрудников и расходы по уборке помещений, а в бывшей курилке, сэкономив производственную площадь, устроили склад запасных частей. Теперь никто не прожигал ковры и мебель (это тоже вошло в калькуляцию). Оказалось, что, если не принимать на работу курильщиков, можно сэкономить в расходах на мебель 50 процентов, на уборке помещений — 50 процентов и 75 процентов — на пособиях по временной нетрудоспособности.

Одно из старейших издательств Англии, «Кембридж Юниверсити Пресс», установило новые порядки. Как только работник войдет в курительную комнату, прибор зарегистрирует это, и в конце месяца «курильные» часы вычтут. И служащий получит деньги только за «бездымное» время! Как сообщает печать, даже самые отъявленные курильщики предпочли получать реальные деньги, нежели сомнительное удовольствие.

100 директоров американских фирм весьма однозначно выразили свое отношение к курению. Только трое сказали, что при приеме людей на работу они предпочитают курящих. 97 директоров (из которых 24 сами курильщики!) высказались за некурящих.

Чтобы стало ясно, к чему именно я это рассказываю, замечу: если 25 лёт назад в США курило 52 процента мужчин, то сейчас этот показатель снизился до 35 процентов.

По данным, полученным исследователями Е. Стежевской и К.З. Силенко, отказ от курения только работников управленческого аппарата привел бы к снижению их заболеваемости на 10 процентов.

По данным США, убытки от курения исчисляются в стране 65 миллиардами долларов ежегодно (!). Каждая проданная пачка сигарет приносит стране убытков на 2,17 доллара. Думаю, эта цифра должна бы привлечь внимание и наших экономистов.

Специалисты Европейского экономического сообщества, изучив влияние курения на экономику своих стран, пришли к выводу, что расходы, связанные с потерями рабочего времени и выплатами на лечение курильщиков, в два с лишним раза превышают доходы от продажи табачных изделий.

К сожалению, таким подходом к оценке курения мы похвастать не можем. Зато весьма часто пишем о цене одной минуты в масштабах страны.

К счастью, кое-какие сдвиги наметились и в нашем сознании. Как-то в рубрике «Литературной газеты» «Если бы я был директором...» было предложено увеличивать трудовой день курильщиков на 30 минут, при этом утверждалось: даже эта мера не компенсировала бы всех потерь рабочего времени, улетающего вместе с сигаретным дымом во время перекуров.

Но разве дело только в потерях времени?

Курение снижает мышечную реакцию в среднем на 23,5 процента. Установлена зависимость между курением и производственным травматизмом.

Курение снижает уровень работоспособности, сокращает объем качественно выполняемой работы. По данным исследователя Л. Воробьева, среди студентов-отличников некурящих в 7 раз больше, чем курящих...

Давний пример, какой уже и не вспоминает наш санпросвет: стрелок, выбивающий 96 очков из 100, после того, как выкурил несколько сигарет, смог выбить только 40 очков. К чему я это пишу? Да уж не для того, чтобы позабавить любителей стрельбы в тире из пневматического ружья! Современная армия требует от солдат отличной физической подготовки, особенно в стремительных бросках, когда, оставляя технические средства передвижения, они должны демонстрировать выносливость — качество, наиболее страдающее от курения.

У авиаторов на этот счет есть точные цифры: курящий летчик на высоте 3000 метров чувствует себя, как на высоте 4500.

Есть категория людей, которым, по их профессии, должна принадлежать ведущая роль в борьбе с курением. Это врачи. Как же обстоят дела с курением у медицинских работников?

Читаю один из циркуляров Минздрава: «В учебные программы подготовки студентов медицинских вузов включить курс по борьбе с курением (психиатрия)». Нахожу свое интервью с профессором Л.Антоновой («Смена» № 1, 1985 год), где черным по белому написано: «Согласно обследованиям, проведенным в 1-м медицинском институте Москвы, курят 1980 студентов, обучающихся на I — II курсах». Беру данные В. Киселева (1983 год), полученные при обследовании студентов-медиков: на IV курсе мединститута курят 42 процента учащихся, причем 37,5 процента впервые закурили уже в институте...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Соло для большого города

Московский театр-студия на юго-западе

Стена

Рассказ