Оружие ленинизма в руки миллионов

опубликовано в номере №187, апрель 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Московские комсомольцы выступили в поход за овладение ленинизмом. На боевых знаменах штурмующих твердыни знания колонн начертаны слова: «Каждый цех - ленинский университет». Московский поход должен стать сигналом для всех организаций. Ленинизм, большевистская теория существует отнюдь не для того, чтобы быть достоянием горсточки ученых начетчиков, и книги Ленина нисколько не похожи на те тяжеловесные кирпичи профессорской мудрости, которым уготовано безмятежно покоиться на библиотечных полках.

Ленинизм - боевое оружие партии, строящей социализм, и неиссякаемый источник опыта для борьбы мирового пролетариата. Учение Ленина в равной степени блестяще предсказывает и пути большевистского маршрута к диктатуре пролетариата, по которым идут пролетарии мира, и основы строительства социализма, фундамент которого завершает сейчас советский пролетариат.

Отсюда необъятное значение избранных сочинений Ленина в шести томах, издаваемых Госиздатом. Не сразу можно разобраться во всем гигантском наследстве, оставленном нам великим создателем подлинной науки о путях победы революции и социалистической стройки. Шеститомник в сжатом виде, извлекая наиболее насущное из того, что написано Лениным, облегчает для миллионов читателей непосредственное ознакомление с произведениями Ильича.

Вот первые три тома. Они охватывают годы исторического подготовления и победы Октября, годы борьбы за создание стальной, непоколебимой партии пролетариата. Том первый начинается с проникновенного исследования аграрного вопроса, с труда о «Раз - витий капитализма в России». Ленин высмеивает и разбивает вдребезги народнические иллюзии, сводящиеся к замазыванию классовой дифференциации в деревне, к отрицанию того, что в деревню ворвалось шумное движение капитализма.

Эти работы имеют не только исторический интерес. В них не только даны ярчайшие картины оскудения крестьянской массы, на спинах которой возводит свое благополучие кулацкая верхушка. - В них не только показано, как созревает для борьбы за власть новый класс - класс пролетариата. Сила этих произведений в совершенно исключительном показе того, как в условиях капитализма закрыт для основной массы - крестьянства выход из нищеты и бездолья. Ведь факт, что «в конце XIX века в России вовсе нередки случаи, когда крестьянам приходится откупаться от надельной земли, платить «верхи» за отказ от надела, т. - е. доплачивать некоторую сумму тому, кто взял на себя надел ушедшего». (Избр. соч., т. I, стр. 31).

Разве эти живые, факты прошлого не лучшее обвинение против всех ревнителей кулацкого «врастания в социализм» и «народнических» побасенок о деревне, как едином целом, без классовых Перегородок?

Исследования Ленина о развитии капитализма в России явились основой большевистского вывода о роли пролетариата, о задачах и месте пролетариата в борьбе классов. Пролетариат должен быть гегемоном. И Ленин раздает звонкие пощечины тем мнимым «друзьям Народа», которые восхищались добродетельными помещицами, а марксистов пытались изобразить чуть ли не глашатаями капитализма.

Народники, не понимавшие, что центральной движущей силой революции является пролетариат, и не могли иначе смотреть на вещи. Недаром они породили эсеров - партию кулацкой контрреволюции. Разоблачая народничество, Ленин направляет огонь и против оппортунистов, пытающихся под флагом марксизма подменить борьбу политическую экономическим крохоборчеством. Лжемарксисты Прокопович, Кускова и др., сейчас состоящие в рядах, оголтелой белогвардейщины, беспощадно изобличаются Лениным.

Наконец, значительное место в первом томе занимают работы, посвященные борьбе за партию. В «Что делать?» Ленин раскрыл блестящую программу строительства партии. Начиная с оценки газеты как коллективного организатора, а не только коллективного пропагандиста и агитатора, и кончая страстной защитой железной дисциплины, в работе, рисующей задачи подпольной организации, мы находим тысячи указаний, сохраняющих всю свою силу по сегодняшний день.

Разве не прямо в сердце сегодняшних оппортунистов правого и «левого» толка, воздыхающих о «праве на сомнения», о «свободе критики», направлены слова Ленина: «Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки. Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем. Мы соединились по свободно принятому решению именно для того, чтобы бороться с врагами и не оступаться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения. И вот некоторые из нас принимаются кричать: «Пойдемте в это болото!» А когда их начинают стыдить, они возражают: «Какие вы отсталые люди и как вам не совестно отрицать за нами свободу звать вас на лучшую дорогу! - О, да, господа, вы свободны не только звать, но и итти куда вам угодно, хотя бы в болото: мы находим даже, что ваше настоящее место именно в болоте, и мы готовы оказать вам посильное содействие к вашему переселению туда» (том I, стр. 312).

Во втором томе запечатлены 1905 - 1914 годы - период от генеральной репетиции Октября до взрыва мировой войны. Ленин - борец против меньшевизма всех оттенков (Троцкому за его политическое шарлатанство достается в особенности) - встает в этом томе во весь рост. Такие статьи, как «О нарушении единства, прикрываемом криками о единстве», неоценимы для познания корней всей дальнейшей эволюции этого мелкобуржуазного радикала, случайно оказавшегося на гребне исторической волны. Уже тогда (в 1914 г.) все черты двурушничества, обмана рабочих, полной беспринципности, когда речь шла о борьбе с большевизмом, были ярчайшим образом обнажены в сегодняшнем обитателе виллы на Принцевых островах. Не даром Ленин напоминает о «той эпохе, когда Троцкий блистал перед гимназистами» (т. II, стр. 498). Среди гимназистов, среди мелкой буржуазии, напяливающей на себя красный бант, мог стяжать лавры Троцкий. В рабочем движении он всегда был чужаком, пришлым гостем, попутчиком, пересевшим на другой поезд, когда революция миновала все остановки предыстории социализма.

1914 - 1917 годы отражены в III томе. И тут немало злободневных характеристик. Беспощадное разоблачение октябрьских дезертиров - Зиновьева и Каменева, едкая оценка Суханова - одного из героев недавнего процесса меньшевиков - «трусливого реформиста, боящегося отступить от буржуазии и тем более порвать с ней, в то же время прикрывающего свою трусливость самым бесшабашным фразерством и хвастовством», - все это живет полной жизнью сегодня. Но основной интерес - в той программе борьбы за Октябрь, которая развертывается во всех статьях III тома. Бичуя «презренного дурачка из «Новой жизни» - В. Базарова», изобличая «кляузную ложь» Зиновьева и Каменева, Ленин в то же время с необыкновенной глубиной ставит вопросы завоевания масс, создания всех предпосылок для победоносной революции.

Трудно, конечно, даже бегло затронуть все богатство ленинских идей в одной статье. Уже вышедшие тома «Избранных сочинений» показывают, что редакция их, в общем, блестяще справилась с задачей дать выжимки из ленинского наследства, не урезая, не комкая, не упуская ничего из основных черт ленинизма. Поэтому, вооружаясь для борьбы с правым оппортунизмом и «левыми» его союзниками, вооружаясь для борьбы за темпы, за завершение постройки фундамента социалистической экономики, - нельзя не обратиться сразу к этому походному арсеналу. Шеститомник должен стать достоянием миллионов. В каждой ячейке, в каждой домашней библиотечке комсомольца эти шесть книг, вмещающие в себе величайшее богатство, драгоценнейшее оружие в борьбе за социализм, должны занимать почетнейшее место. Вводные статьи, биографический очерк, написанный В. Сориным, обильные примечания облет чают пользование изданием.

Лозунг «каждый цех - ленинский университет» должен быть претворен в жизнь с помощью шеститомника.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сибирский Баку

Из очерка о Кузбассе