Продолжение, начало в №4
Через месяц-другой после нашей встречи Клара вышла замуж и уехала за тридевять земель, на родину своего нового супруга.
Собственно, как выяснилось, Клара тогда искала встречи, чтобы шантажировать разоблачениями мешавших осуществлению ее замысла подруг. Точнее, коллег, работавших с ней в доле. Ведь они были очень тесно повязаны друг с другом своими грязными делами. И вообще в мире ночной охоты за любое неудачное словечко, за всякий неосторожный шаг, за каждое нарушение уговора приходится расплачиваться жестоко. Хорошо, когда дело ограничивается лишь выплатой «неустойки». Неизвестно кем и когда придуманные системы штрафов и всяких прочих наказаний составляют свод неписаных законов, контролирующих отношения современных лореток и их сообщников.
По мнению же Клариных друзей, «она слишком сладко устроилась», поскольку замуж вышла без хлопот и проволочек, уклонившись от самого разного рода обязательств перед своими товарками. И, главное, муж у нее – едва ли не миллионер, а не просто так. Пусть и за семьдесят ему – «в этом тоже свои плюсы». И даже тени мысли не было ни у кого из них о том, что человек бросил родную землю, родных, близких... В этом мире свои понятия. А те, что дороги нам, распроданы.
Все они готовы выйти замуж по холодно-развращенному расчету. Идет целенаправленная глобальная самопродажа во имя звонкой монеты, «красивой жизни».
Даниель Дефо в «Радости и горестях знаменитой Молль Флендерс» недвусмысленно писал, что девушка, разделившая одной корысти ради супружеское ложе с нелюбимым мужчиной, вполне способна впоследствии отдаться за чистоган тому, кто готов платить, кто больше даст...
Вступая в брак лишь с целью извлечь из этого союза материальные блага, человек – будь то мужчина или женщина – предает прежде всего самого себя, потому что близость с существом нелюбимым, а то и просто отталкивающим не проходит бесследно. Она день за днем уродует сознание, души. Последствия такого альянса самые печальные.
Сколько жизненных драм разыгрывается за кулисами противоестественной «гонорарной любви»! Даже более или менее терпимое отношение к своему хозяину перерастает в озлобленную раздражительность, а то и просто-таки патологическую ненависть к своему мучителю, который начинает вызывать неприязнь всем своим обликом, каждым жестом, словом, взглядом...
Такие явления – дело обычное в подобных семьях. А расстаться с наживой нет сил! Так и хочется урвать еще, побольше! Помните, Остап Бендер предупреждал бедолагу Балаганова, что за каждую скормленную калорию потребует от него массу услуг? А здесь женщины по своей воле изо дня в день выдавливают из себя все, что есть в человеке искреннего, глубокого, настоящего... Расправа над собой идет безжалостная – ведь иначе не выживешь... Жить можно только по законам этого мира.
Латинский глагол prostituo означает – позорю, бесчещу... Корыстолюбивые супруги бесчестят не только себя, но и своих партнеров и рады бы обесчестить всех и все вокруг, чтобы все подчинялись их законам, их нормам, их идеалам. Сами проститутки весьма охотно пропагандируют идею о выгодном замужестве без всяких симпатий к своему благоверному.
Не знаю, как в силу национальных традиций относятся к продажной любви, например, в Японии, где издревле процветал институт гейш, или, скажем, в Америке, где бок о бок с оснащенной парком спецмашин и компьютерами полицией нравов функционирует пестрая, как неон бродвейских реклам, разветвленная, как система федеральных скоростных шоссе, и гигантская, как нью-йоркские небоскребы, сеть массажных салонов, «мужских» саун, «кварцевых кабинетов» и заведений, по сути своей представляющих просто бордели.
Но у нас к женщинам легкого поведения отношение всегда было отнюдь не легким и снисходительным. Свидетельством тому – пословицы и присказки по этому поводу, пусть и не всегда ласкающие ухо, приличные по форме, но зато без привкуса ханжества, содержательно-едкие и уничижительные, бьющие не в бровь, а в глаз. Народ всегда ясно осознавал, сколь опасно открытое существование подобных женщин для нравственного здоровья общества.
Помните у Чехова? До чего должен дойти русский человек, чтобы работать в публичном доме?! Сколь же нужно обмельчать и оскудеть душой, изуродовать ум, чтобы сегодня обратиться к такому промыслу!
Вот что произошло с нашей современницей по кличке Сигалина (она же Ирина Сигаль): выйдя замуж за работавшего на строительстве московской гостиницы «Космос» французского инженера, она несколько лет назад уехала с ним в Париж. Супруг по характеру своей работы постоянно в командировках, и Сигалина, время даром не теряя, хаживала подрабатывать на ту скандально известную парижскую площадь, где торгуют не только жареными каштанами и ванильной пастилой... Ее задержали раз, другой и поставили на учет. Теперь она, хочешь не хочешь, определенное количество франков обязанавыплачивать в качестве налога. Там свои законы.
Впрочем, той самой площадью географию своего промысла Ирина не ограничивала – до недавнего времени она с завидным постоянством наезжала в Москву: привозила вещи, выполняя заказы своих бывших подружек, и обдирала их при этом безбожно. Но, по их словам, спекуляция – лишь... побочный приработок Ириных вояжей. Она в каждый свой приезд бралась за старое, «работала за бабки». Остановиться не было ни сил, ни желания.
Печать распутного ремесла, подобно клейму на ладони, коим метили проституток столетия назад в Англии, накладывает на сознание женщины такой же отпечаток, как на ее облик.
Ну, как здесь не вспомнить персонажей «Ямы» Куприна? Посчастливилось одной вырваться из двухрублевого притона Анны Марковны, но «...даже и при спокойной жизни было в лице, в разговоре и во всей манере Любки что-то особенное, специфическое, для ненаметанного глаза, может быть, и совсем незаметное, но для делового чутья ясное и неопровержимое».
Ремесло становится натурой.
Исключения не представляет, видимо, и привычка использовать любой случай, чтобы заработать, пусть иной раз и ценой собственного здоровья.
Другого объяснения приключениям Сигалины и ей подобных (например, москвички Ольги Харагути. промышляющей по гостиницам во время отъездов своего заморского мужа) не найти. Если когда-то женщин вынуждали заниматься проституцией причины социально-экономического характера, а также невежество и порочность нравов, то сегодня разговор может идти о чудовищных провалах в воспитании, об отсутствии нравственной точки опоры внутри себя. Следовательно, выход один – изменение человеческой психологии, переориентация общественного мнения о проституции с фарисейски невидящего, нарочито-ханжеского или снисходительно-благодушного на нетерпимое, жесткое, наступательное отношение к этому социальному злу и нравственному уродству. И цель поставлена одна – искоренение порока полностью и бесповоротно. Чтобы не получалось по Мольеру: «Кто грешит в тиши – греха не совершает».
Отправляясь на вечеринку, где предполагается расплата за съеденное-выпитое подобием любви (а многие нынешние профессионалки начинали именно так), девушка уже переступает внутренний рубеж совести. Можно ли ее остановить? Нужно. И, прежде всего, заставить ее взглянуть на себя со стороны. И еще растолковать, чем все это рано или поздно закончится. Пусть знают. Пусть попробуют задуматься.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.